БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Роберт Капа

Роберт Капа

Фоторепортёр еврейского происхождения. Старший брат Корнелла Капы

Имя: Роберт
Фамилия: Капа
Дата рождения: 22.10.1913
Гражданство: США


Роберт Капа (Эндре Эрнё Фридман) – фоторепортер, прославившийся своими фотографиями с мест военных действий. Он оставил потомкам фотографии с пяти войн: гражданской войны в Испании, второй китайско-японской войны, Второй мировой войны (европейский театр военных действий – Италия, Нормандия; кроме того, Лондон и Северная Африка), арабо-израильской войны 1948 года, а также первой войны в Индокитае. В 1947 году Капа стал одним из основателей организации 'Magnum Photos' – первого агентства для фотографов-фрилансеров со всего мира.

Фридман родился в Австро-Венгерской империи – в 1913 году Будапешт был одним из главных городов именно этого государства. В 1932 году Эрнст покинул родной город после того, как принял участие в антиправительственных манифестациях и был арестован.

Вообще Капа мечтал быть писателем, однако, перебравшись в Берлин, занялся фотографированием и вскоре искренне полюбил эту работу. В 1933 году он переехал в Париж: оставаться в немецкой столице при нацистах стало невозможным. Имя 'Роберт Капа' появилось как раз в эти годы: во-первых, оно было запоминающимся и могло помочь в карьере журналиста, во-вторых, оно звучало очень 'по-американски' – почти как имя режиссера Фрэнка Капры (хотя на самом деле 'Капа' - это 'акула' по-венгерски).

В 1936-1939 гг. Капа работал в Испании, фотографируя ужасы гражданской войны, в 1938 он оказался в китайском городе Вухан, где снимал сопротивление японской агрессии.

Всемирная известность пришла к Роберту после кадра 'Падающий солдат': сраженный пулей испанский ополченец попал в кадр в момент своего падения. До сих пор идут споры о том, подлинный ли это кадр или постановочный (аргументы есть у обеих сторон), неизвестно также и точное место съемки (но это где-то возле Сьерра Муриано).

Бесспорно одно: это эмоционально невероятно сильный кадр.

Капа фотографировал в Испании достаточно много, однако, когда в 1939 году ему пришлось бежать из Европы, коллекция фотографий была утеряна. 'Всплыла' она только в конце 1990-х гг. в Мехико и в 2007 году наконец оказалась в Международном центре фотографии.

С началом Второй мировой Капа перебрался в Нью-Йорк: в Париже после его оккупации фотограф оставаться не мог.

Роберт снимал войну во всех ее проявлениях на разных участках европейского театра военных действий, работая для нескольких американских изданий и информационных агентств. В 1943 году он был в Неаполе, а в 1944 - в Нормандии, на месте высадки союзников.

Фотографии, сделанные в День 'Д', стали самыми знаменитыми кадрами Роберта Капы. Он высадился со второй волной штурмующих, вооруженный двумя фотоаппаратами 'Contax II' с 50-миллиметровыми объективами и несколькими пленками. В первые часы операции Капа сделал 106 фотографий; но служащий агентства 'Life', который через некоторое время проявлял эти пленки в Лондоне, ошибся – и испортил три с половиной пленки из четырех.

Из ста шести кадров сохранилось восемь.

Капа никак не комментировал этот инцидент.

После Второй мировой Капа вместе со своим другом, знаменитым писателем Джоном Стейнбеком, отправился в загадочный Советский Союз: Москва, Киев, Тбилиси, Батуми и только-только начавший подниматься из руин Сталинград. Стейнбек после этого путешествия написал книгу-репортаж 'Русский журнал', а фотографии Капы ее проиллюстрировали. Кстати, после основания Израиля Капа проехал по нему с Ирвином Шоу – и вновь писатель создал книгу об экзотической стране, а фотограф снабдил ее иллюстрациями.

В 1947 Капа стал одним из основателей 'Magnum Photos', а в 1951 году – президентом этой организации.

В начале 1950-х Капа приехал в Японию на выставку, связанную с деятельностью 'Magnum Photos'. Этому событию предшествовали два других: несколькими годами ранее Роберт Капа поклялся больше никогда не фотографировать войны, а Франция увязла в войне в Индокитае. Второе из этих событий привело к предложению журнала 'Life' Роберту Капе: сделать несколько снимков и из этой зоны боевых действий; о первом же Капа вспоминать не стал.

Вместе с двумя журналистами издания 'Life' Капа присоединился к французскому пехотному полку; 25 мая 1954, когда подразделение продвигалось через опасную территорию и оказалось под огнем, Роберт в погоне за кадром отошел в сторону и наступил на мину. Когда его нашли, он потерял ногу и получил ранение в грудь, но был еще жив.

Одн ако к тому моменту, как его доставили в госпиталь, Роберт Капа, один из самых знаменитых военных фотографов, умер.

Погиб с фотоаппаратом в руках.

Что касается личной жизни фоторепортера – в 1934 году он встретил Герду Похорилл, еврейку, бежавшую из Германии. Они вместе жили в Париже (где Фридман научил Герду искусству фотографии и они вместе придумали имя 'Роберт Капа' для него и 'Герда Таро' для нее) и вместе фотографировали в Испании в 1936 и 1937 г.

Говорят, они были помолвлены, но в 1937 году Герда была убита в одном из боев…

Капа был глубоко потрясен ее смертью и никогда не женился, хотя в 1943-1945 гг. встречался с Элейн Джастин, женой актера Джона Остина (в 1945 году она бросила Роберта), а в 1945-1946 гг. – с актрисой Ингрид Бергман (она пыталась склонить Капу к свадьбе и убедить его осесть в Голливуде, однако он не хотел ни первого, ни – особенно – второго, так что и эти отношения сошли на нет).




© БиоЗвёзд.Ру