Главная Войти О сайте

Роман Либеров

Роман Либеров

российский режиссер

На премьеру фильма «Написано Сергеем Довлатовым» в петербургский Дом кино пришло столько народу, что очередь растянулась по Итальянской улице. В зале ни одного свободного места, просят поставить стулья. Притом что Дом кино будет показывать фильм 12 дней. После сеанса зрители поблагодарили режиссера Романа Либерова «за то, что Сергея Довлатова не сыграл Сергей Безруков», и засыпали вопросами. Корреспондент «Известий» присоединилась к желающим поговорить с автором фильма о народном кумире.

— Где вы уже представляли фильм?

— Первый показ был в Москве, где я живу, там будут еще массированные показы, что невероятно для документального кино. Это работает бренд «Сергей Довлатов», любовь к писателю. Представляли фильм в Саратове, Ярославле, Тамбове, Воронеже. Сейчас его увидят в Иркутске, Астрахани, Екатеринбурге. Был он в Нью-Йорке, Лондоне и совершенно неожиданно для меня — в Шанхае. На очереди Тель-Авив, один диск отправился в Германию. Я долго не мог «взять» Петербург. Чужих здесь не очень жалуют. И фильм некоммерческий, документальный, кто на него пойдет? Но мой фильм о Бродском здесь прозвучал, у меня появились в Петербурге друзья.

— В каждом городе вы спрашиваете, есть ли в зале те, кто не знает писателя Довлатова, не читал его книг.

— В этом нет иронии. Мне хочется понять, не скучно ли смотреть фильм человеку с чистым восприятием, хоть сколько-нибудь ему это любопытно? Жалко, что Сергей Донатович не видит реакции публики.

— Большая удача, на мой взгляд, — участие в фильме актера и режиссера Сергея Пускепалиса, его закадровый голос от лица главного героя.

— У нас с Сережей сразу получился контакт. Он очень настоящий человек. На мой взгляд, актерские «штучки» к Довлатову неприменимы, они бы вступили в конфликт с камертоном повествования. Я перебрал в голове многих артистов, понимал, что будет подключена актерская палитра — от негодования до радости, а это не подходило, и вдруг совершенно случайно мне вспомнился Пускепалис. Мы тут же встретились. На следующий день он улетал в Канны, я — в Сыктывкар на съемки, и у меня уже звучал только его голос.

— А как возник в фильме питерский Billy`s Band?

— Billy`s Band — талантливейшая группа, одна из самых ярких, это очевидно. Их музыка совершенно довлатовского «розлива». У меня еще не было фильма о Довлатове, но я уже знал, чья будет музыка. Правда, сомневался: а вдруг это игра, они просто играют в этих ребят? Поэтому несколько раз сходил на их концерты в Москве и Петербурге. Стоял и слушал. И поверил. Написал Биллу письмо, он сразу откликнулся. Оказалось, что Довлатов — его любимый писатель. Представляете, и группа, и Сережа Пускепалис работали совершенно бесплатно. Я их должник.

— Вы общались с близкими Довлатова после фильма?

— Мы постоянно на связи. Его вдова Елена и дочь Катя мне очень помогли. Первая копия диска уехала в Нью-Йорк. С оказией. Ждал «зеленого света» от Лены и Кати. Они сказали: «Видно, что это сделано с любовью». Не думаю, что они всем довольны. Но хочу верить в то, что они меня поняли.

— Тем не менее Кати в фильме нет.

— Катя никогда не давала видеоинтервью, и я не смог ее уговорить. Уезжал из Нью-Йорка убитый — мне не хватало в фильме слов от нее. Недавно она призналась, что, возможно, зря отказалась. Я сказал, что когда она соберется с силами, мы с оператором прилетим в Нью-Йорк, запишем ее и я вмонтирую это в фильм.

— Нет у вас и прямой речи сына Довлатова, Николаса.

— Для него эта тема — табу. Об этом меня сразу предупредила Елена. Смерть отца стала большой трагедией для 10-летнего ребенка. Сергей Донатович умер внезапно. Он собирался жить долго. Говорил, что будет во главе большой армяно-еврейской семьи. Николасу сейчас 31 год. Я говорил с ним, русский язык для него не родной.

— Почему все ваши фильмы посвящены писателям?

— Когда я был маленьким, мечтал, что у меня будет своя квартира, и на отдельной стене я размещу фотографии людей, без которых «звенел бы пустотой». Там обязательно были бы музыканты групп The Beatles, Pink Floyd, Фредди Меркьюри. И писатели Ильф и Петров. И мой дедушка. Но своей квартиры у меня нет до сих пор. И фотогалереи тоже. Поэтому образовывается киногалерея: «Юрий Олеша. По кличке «Писатель»; «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем»; «Один день Жоры Владимова». Фильм о Сергее Довлатове — четвертый и, надеюсь, не последний. Я давно мечтаю сделать фильм об Андрее Платонове, сейчас работаю над фильмом об Ильфе и Петрове. Мне помогает Александра Ильинична, дочь Ильи Ильфа, она сохранила уникальный отцовский архив.

— Кто финансировал ваши фильмы, в том числе и фильм о Довлатове?

— Первый был сделан на частные деньги, приобретен каналом «Культура», следующие два частично финансировал этот канал и снова приобрел их, а фильм о Довлатове я делал, ни от кого не завися, на частные пожертвования.

— И в какой-то момент вы разместили в Интернете просьбу о помощи: не хватало $13 тыс. Кто-то откликнулся?

— Да, нашелся такой человек. А на фильм об Ильфе и Петрове будем собирать деньги через интернет — кто сколько может. Надеюсь на то, что называется «краудфандинг», то есть народное финансирование.

© БиоЗвёзд.Ру