Главная Войти О сайте

Роял Исон Ингерсолл

Роял Исон Ингерсолл

американский подводник
Гражданство: США

В 1943-44гг. германские подлодки старой конструкции, действовавшие в Центральной Атлантике, ощутили на себе всю мощь новой американской системы противолодочной обороны. Тактика "волчьей стаи", управляемое применение - обо всем этом командирам немецких субмарин предстояло забыть окончательно. Лодки действовали преимущественно в одиночку и целыми неделями двигались в надводном положении. Несмотря на то, что улов немецких субмарин был невелик, они сковывали значительные силы противника - около трех тысяч кораблей и еще больше самолетов морской авиации.

Временное затишье на коммуникациях Центральной Атлантики зимой 1944 года позволило американским адмиралам приступить к сокращению морских и воздушных сил Карибского военно-морского округа. Узнав об этом, немцы провели ряд успешных весенних рейдов, потопив несколько одиночных судов и заминировав воды близ Пуэрто-Рико. Командующего флотом адмирала Ингерсолла обеспокоило повышение активности немецких субмарин в Карибском море. 10 июля 1944г. он выслал туда две авианосные группы, которые должны были показать морякам округа, как надо вести борьбу с подводными лодками противника. Немецкая субмарина "U-539" находилась в надводном положении в проливе Мона, когда на горизонте показалась поисково-ударная группа кораблей во главе с авианосцем "Кард". Один вид авианосца так напугал командира лодки, что он упустил прекрасную возможность атаковать вражеский корабль. Во избежание неприятностей "U-539" легла на грунт...

Роял Исон Ингерсолл родился в Вашингтоне в 1883г. Его отец был контр-адмиралом, и это, по-видимому, определило судьбу молодого Ингерсолла - на рубеже веков он поступает в военно-морское училице. В 1905г. Роял окончил училище, оказавшись в списке выпускников четвертым, на три человека впереди будущего Адмирала флота Честера Нимица. Для прохождения службы младшего лейтенанта Ингерсолла направили на линкор "Коннектикут" - флагманский корабль контр-адмирала Роблея Иванса. Этому кораблю Ингерсолл отдал шесть лет жизни, на нем же совершил свой первый кругосветный переход.

Поступив в 1911г. в военно-морскую академию, Ингерсолл в течение трех лет досконально изучил морское дело и английский язык. По окончании этого уважаемого учебного заведения Ингерсолла ожидала должность флаг-офицера командующего Азиатским флотом США на кораблях "Саратога" и "Цинциннати".

Во время первой мировой войны Роял Ингерсолл служил в управлении начальника морских операций, а затем помощником командира на липейных кораблях "Коннектикут" и "Аризона". В 1921г. судьба влице вышестоящего командования забросила будущего адмирала в военно-морскую разведку, где он продолжал оттачивать свой интеллект и тактическое мастерство до 1923 года.

В 1924г. Ингерсолла назначили командиром гидрографического судна "Нокомис", на котором он плавал несколько лет. Прослушав специальный курс в военно-морской академии, Ингерсолл продолжил службу в главном морском штабе ВМФ. Деловые качества опытного моряка были быстро оценены командованием - вскоре он стал помощником начальника штаба при адмирале Пратте, руководившем действиями линейного флота.

В начале 30-х гг. Роял Ингерсолл вернулся в действующий флот в качестве командира корабля "Аугуста", а затем принял под свое командование линкор "Сан-Франциско". Однако в 1935г. Ингерсолла вновь отозвали на штабную работу, предложив ему должность начальника управления военного планирования. Через три года в подчинение контр-адмирала Ингерсолла была передана 6-я дивизия крейсеров.

1 января 1942г. Роял Ингерсолл, еще вчера помощник начальника управления морских операций, сменил Эрнста Кинга на должности командующего американским Атлантическим флотом. В этот же день его ожидал еще один новогодний подарок - звание вице-адмирала. Не будет ошибкой назвать Р. Ингерсолла одним из наиболее прозорливых адмиралов американских ВМС на действительной службе. Как командующий Атлантическим флотом, ответственный за охранение войсковых транспортов, Ингерсолл постоянно определял стратегию и тактику противолодочной борьбы, издавал оперативные приказы и разрабатывал подробные расписания для эскортных групп, выходивших из США.

Подготавливая высадку союзников в Северной Африке (операция "Торч"), адмирал Кинг возложил планирование морской части операции на командующего Атлантическим флотом. Помимо организации действий десантного отряда кораблей, Ингерсоллу пришлось командовать всеми военно-морскими силами, которые использовались для прикрытия операции "Торч" и эскортирования атлантических конвоев, совершавших переходы между Соединенными Штатами и Северной Африкой. Разработку детальных планов операции Ингерсолл поручил своему подчиненному, контр-адмиралу Хьюиту.

До создания в мае 1943г. 10-го флота адмирал - это звание было присвоено Ингерсоллу 1 июля 1942г. - осуществлял непосредственное руководство противолодочной войной. Его домом стал флагманский корабль "Виксен" (переоборудованная канонерская лодка). "Виксен" регулярно обходил американские порты и базы, благодаря чему ситуация всегда оставалась под контролем командующего. Особенно увлекла Ингерсолла организация конвойных авианосных групп, командиров которых он инструктировал лично. Со временем напряженная работа командующего дала свои результаты - к середине 1943г. его авиагруппы добились впечатляющих побед над немецкими подводными лодками на самых опасных маршрутах конвоев в Центральной Атлантике.

26 мая 1943г. немецкий гросс-адмирал Дениц приказал группе "Труц" в составе 17 субмарин развернуться вдоль 43-го меридиана между 32 и 39 северной широты. Линия завесы перерезала основной атлантический маршрут ип сулила немецким лодкам большую добычу. В тот период в Атлантике находилось множество союзных конвоев, груженных военным снаряжением, топливом и боеприпасами - всем необходимым для вторжения на Сицилию и, позднее, в Италию. К несчастью для немцев, Атлантический флот к этому времени был хорошо подготовлен к защите транспортных судов. Как только группа "Труц" заняла исходное положение на линии завесы, она стала жертвой тщательно спланированного адмиралом Ингерсоллом противолодочного наступления, которое отличалось особой активностью и рядом тактических новшеств.

Еще в январе 1943г. Ингерсолл предвидел возможность появления завесы, считая, что центральный трансатлантический маршрут проходит слишком далеко от союзных островных баз имеет недостаточное воздушное охранение (авиация берегового базирования могла обеспечить проводку конвоев только до Бермудских островов). Для действий на этом маршруте командующий собирался выделить новые конвойные авианосцы, прибытия которых ожидал со дня на день.

К лету 1943г. Атлантический флот получил два таких авианосца - "Боуг" и "Кард". Полагая, что ближнее воздушное охранение центральных трансатлантических конвоев* является пустой тратой сил, адмирал Ингерсолл решил предоставить командирам конвойных авианосных групп большую свободу действий. Теперь авианосцы могли преследовать подводные лодки противника, отрываясь от своих конвоев, и, если возникала необходимость, вступать в непосредственное охранение другого конвоя. Приказ Ингерсолла был с восторгом встречен молодыми командирами авианосных групп, всегда готовыми проявить личную инициативу.

Успешные действия поисково-ударных авиа-групп во главе с конвойными авианосцами "Боуг", "Кард", "Сэнти" и "Кор" в течение последующих трех месяцев стали лучшим аргументом в пользу новой тактики борьбы с немецкими субмаринами. Боевой счет открыли летчики с авианосца "Боуг". Сопровождая конвой "GUS-7A", 3 июня они потопили подводную лодку "U-217", большую лодку снабжения "U-118" и нанесли повреждения нескольким лодкам из состава группы "Труц". Действия эскортных авианосцев "Кор" и "Сэнти" окончательно расстроили попытки этой многочисленной группы субмарин парализовать движение конвоев в Центральной Атлантике. С помощью недавно взятых на вооружение противолодочных торпед "Фидо" в середине июля они уничтожили еще четыре лодки группы "Труц", занимавшие позиции к югу от Азорских островов. Менее чем за три месяца авианосные группы адмирал Ингерсолла потопили 15 немецких субмарин (восемь из них - лодки снабжения) ценой потери всего трех самолетов. За это время лодки группы "Труц" успели пустить ко дну одно-единственное судно из состава центральных трансатлантических конвоев.

Благодаря столь эффективной противолодочной операции проводка следующего конвоя "UGS-8A", который следовал в Гибралтар, прошла без осложнений. "UGS-8A", начавший переход в составе 78 торговых судов, 12 десантных кораблей и 9 кораблей охранения, не считая авианосной группы адмирала Ингерсолла, на подходах к Гибралтару увеличился до 129 торговых судов и 19 кораблей охранения. При этом конвой занимал площадь океана почти в 70 квадратных миль, а по тоннажу являлся, пожалуй, самым большим конвоем в истории конвойной службы.

© БиоЗвёзд.Ру