Главная Статьи Войти О сайте

Сара Гримке

Сара Гримке

Американская писательница, суфражистка и аболиционистка.

Имя: Сара
Фамилия: Гримке
Дата рождения: 26.11.1792
Гражданство: США

Родилась Сара в Южной Каролине (South Carolina); была она шестой из 14 детей и второй дочерью Мэри (Mary) и Джона Фошеро Гримке (John Faucheraud Grimké). Отец Сары был плантатором и судьей. Уже в раннем детстве у Сары начали проявляться признаки будущей феминистки и аболиционистки; не в последнюю очередь это было связано с ее образованием. Невооруженным глазом было видно, что получаемое Сарой образование явно никуда не годится в сравнении с тем, что дается её братьям; увы, даже тот факт, что все вокруг признавали за Гримке выдающиеся ораторские способности и сильный пытливый ум, ситуацию не изменил никак – ни о достойном образовании, ни тем более о карьере юриста Саре не приходилось и мечтать. Учили Гримке частные учителя – и лишь тем наукам, что ранее считались пристойными для юных девушек.

Мать Сары, Мэри Гримке была не простой домохозяйкой, хотя и с этой ролью она справлялась блестяще. В свободное от домашней работы время Мэри принимала активное участие в деятельности местной церкви, помогала бедным и заботилась о женщинах-заключенных. Несмотря на столь плотный график, у Мэри всегда находилось время на сына Томаса (Thomas); увы, Саре на материнское внимание рассчитывать не приходилось. Возможно, именно из-за этого у Гримке завязалась довольно тесная дружба с юными рабами; увы, и из этой дружбы ничего хорошего не вышло. Сара очень хотела научить своих новых друзей читать – да и сами рабы были явно не прочь овладеть этой сложной наукой; увы, родители Гримке были уверены в том, что умение читать может сделать рабов несчастными, склонными к бунту и, возможно, даже худшими работниками. Наконец, в Южной Каролине учить рабов читать запрещал закон, принятый еще в 1740-м. Сара все же обучила грамоте свою личную рабыню; когда об этом узнали её родители, гнев их был невероятен – и выплеснулся он в первую очередь именно на юную негритянку. Гримке сразу же сделала соответствующие выводы и более рабов грамоте учить не пыталась – дабы не поставить под угрозу прежде всего их самих.

Томас Гримке отправился изучать право в Йель (Yale); во время своих визитов домой он делился почерпнутыми знаниями и с сестрой. Истории о важности религии и опасностях просвещения пригодились Саре в её дальнейших изысканиях. Девушка продолжала демонстрировать в высшей степени выдающиеся способности; даже отец был вынужден признать, что лишь пол мешает его дочке стать величайшим юристом в стране.

Сара к тому времени уже убедилась в том, что положение рабов в стране явно требует перемен; в качестве главного своего инструмента она собиралась использовать религию – должную (во всяком случае, теоретически) помогать нуждающимся.

В 1819-м отец Сары скончался; Гримке это, впрочем, пошло лишь на пользу – она стала куда более независимой и уверенной в своих силах. В Филадельфии (Philadelphia) – а именно туда перед смертью отправился Джон Гримке – Сара познакомилась с Израэлем Моррисом (Israel Morris); именно Моррис и познакомил Сару с квакерами и их религией. Сара подумывала забыть о своей вере и стать квакершей-священником; увы, всерьез её в этом качестве мужчины воспринимать отказывались категорически.

Весной 1827-го Сара сумела обратить в квакерскую веру свою сестру Анджелину (Angelina); в дальнейшем они путешествовали и проповедовали вместе. Речи сестер Гримке касались вопросов не столько религиозных, сколько гражданских – Анджелина и Сара рассуждали о правах женщин и об освобождении рабов.

В 1868-м Сара узнала, что у одного из её старших братьев есть трое детей от личной рабыни; Гримке приняла племянников в семью и озаботилась тем, чтоб они получили достойное образование.

Борьба с рабством для Сары и Анджелины всегда была вещью чрезвычайно важной – будучи родом из семьи плантаторов, они не понаслышке знали о том, как тяжело приходится рабам. Увы, даже среди собратьев по вере понимания им найти долгое время не удавалось. Сестры, однако, не теряли веры в себя. В 1836-м Сара опубликовала 'Послание к духовенству южных штатов' ('Epistle to the Clergy of the Southern States'); еще год спустя в одной из газет Массачусетса (Massachusetts) – 'The Spectator' – были напечатаны её 'Письма о равенстве полов и положении женщин' ('Letters on the Equality of the Sexes and the Condition of Women'). 'Письма' почти сразу были перепечатаны изданием 'The Liberator', одним из ведущих органов аболиционистов и феминисток в стране. В этой работе Гримке пыталась открыть глаза общества на то, что женщины находятся в откровенно подчиненном положении – вне зависимости от своего социального статуса и, тем более, врожденных или приобретенных способностей.

Сара и Анджелина долго пытались сподвигнуть собратьев-квакеров на путь истинный; увы, в конечном итоге даже Сара была вынуждена признать, что религия в стране явно еще не скоро сможет стать достойным союзником феминисток и аболиционисток. Гр имке поняла, что слушателей нужно искать в других местах – и переключилась с проповедей на общественные выступления.

В 1836-м Сара примкнула к Американскому обществу борьбы с рабством (American Anti-Slavery Society); сначала Гримке решила, что наконец-то нашла настоящих друзей – увы, и здесь её в конечном итоге ждало разочарование. Члены общества с удовольствием обсуждали борьбу с рабством, однако о правах женщин и слышать не желали.

В 1838-м Анджелина вышла за Теодора Уэлда (Theodore Weld) – видного аболициониста и критика феминизма; увы, домашние заботы вынудили её оставить сестру одну в её борьбе против всего мира. Сара также несколько снизила накал феминистических выступлений; впрочем, с рабством она боролась столь же активно. Во время Гражданской войны Гримке неоднократно выступала в поддержку Авраама Линкольна (Abraham Lincoln).

Скончалась Сара Гримке 23-го декабря 1873-го; на момент смерти ей был 81 год.

© БиоЗвёзд.Ру