Главная Войти О сайте

Сэмюэл Оуэн

Сэмюэл Оуэн

Англо-шведский инженер, изобретатель и промышленник

Сэмюэл Оуэн родился 12 мая 1774-го, в Нортон-ин-Хейлс, Шропшир, Великобритания (Hales, Shropshire, England), и переехал в Швецию (Sweden) в 1807-м. Он открыл мастерскую в 1809-м в Стокгольме (Stockholm), где изготавливал всевозможные механические компоненты для различных промышленных назначений.

Оуэн был женат трижды. Сначала он жил в браке с Энн Спен Тофт, затем в 1817-м его супругой в Швеции стала Беата Каролина Сведелл. Вторая жена умерла в 1822-м, и вскоре Сэмюэл сыграл свадьбу с Джоанной Магдаленой Элизабет, известной как Лизетта. Она была теткой писателя Августа Стриндберга (August Strindberg). В общей сложности, три брака принесли инженеру богатое наследие – 17 детей.

Впервые Оуэн посетил Швецию еще в 1804-м, чтобы помочь с установкой четырех паровых двигателей, предназначенных для промышленного использования. Они были проданы английской компанией 'Fenton, Murray & Wood's' из Лидса (Leeds), где в то время и трудился Сэмюэл.

Первый двигатель установили осенью 1804-го на текстильной фабрике в Лидингё (Lidingö), пригороде Стокгольма, и это нововведение заменило лошадей, которые ранее приводили в движение заводские машины. После монтажных работ Оуэн вернулся в Англию, но его вновь попросили приехать в Швецию в 1806-м – опять же для установки двигателя.

В 1807-м он принял решение остаться за границей. К 1809-му Оуэн открыл в Кунгсхолмене (Kungsholmen), одном из островов Стокгольма, свою мастерскую под названием 'Kungsholmens Mekaniska Verkstad'. Одна из улиц на острове, рядом с мэрией, носит название 'Samuel Owens gata' в честь промышленника. Два оригинальных корпуса мастерской Оуэна существуют по сей день.

Сэмюэл занимался процессом разработки кораблей, оснащенных паровыми двигателями, и был первым человеком в Швеции, построившим паровое судно. Его первый пароход, названный 'Амфитрита', был завершен в 1818-м в его верфи, расположенной недалеко от мастерской. Мощность паровой машины 'Амфитриты' составляла шесть лошадиных сил. Корабль вызвал сенсацию в Стокгольме, но нашлись и те, кто скептически относился к новым 'огненно-воздушным двигателям', требовавшим кучу дров дл я парового котла.

Оуэн также участвовал в тестировании первых типов винтов. В июле 1816-го он представил первый винтовой пароход 'The Witch of Stockholm'. Однако понадобилось еще немало лет, прежде чем произошел полноценный переход на винтовой ход. Корабли в те времена обычно приводились в движение гребными колесами.

Сэмюэл был выбран членом Шведской королевской академии наук в 1831-м. Он стал одним из самых узнаваемых инженеров и промышленников в Швеции. В 1848-м на него обрушились серьезные финансовые проблемы, и в 1844-м Оуэн продал свое дело. Он практически обанкротился, но правительство, учитывая его весомый вклад в развитие шведской промышленности, решило предоставить Сэмюэлу пожизненную пенсию.

Невзирая на сложные обстоятельства, Оуэн продолжал работать в течение нескольких лет в компании в Сёдертелье (Södertälje). Он заболел в 1853-м и умер 15 февраля 1854-го, в Стокгольме, на 80-м году жизни.

© БиоЗвёзд.Ру