![]() |
Сергей РадловРежиссер, драматург, теоретик и историк театра
Дата рождения: 04.09.1892
Гражданство: Россия |
- Жизненный путь Сергея Эрнестовича Радлова
- Революция и рождение театральной лаборатории
- Театральные эксперименты и создание всенародного театра
- Мастер массовых зрелищ и режиссер академической сцены
- Признание и арест
- Возвращение в искусство и цикл шекспировских постановок
Жизненный путь Сергея Эрнестовича Радлова
Лауреат учений античного театра и отец театрального экспериментаСергей Эрнестович Радлов появился на свет 23 августа (4 сентября) 1892 года в Санкт-Петербурге. Унаследовав интерес к научным знаниям от отца, известного философа Э. Л. Радлова, Сергей с отличием окончил филологический факультет Петроградского университета, став специалистом по классической филологии.
Революция и рождение театральной лаборатории
В студенческие годы Радлов увлекся историей античного театра. Он опубликовал ряд статей в журнале "Любовь к трем апельсинам", редактором которого был не кто иной, как сам Всеволод Мейерхольд. Эта встреча предопределила дальнейшую судьбу Радлова. В 1918 году Мейерхольд организовал Курсы мастерства сценических постановок (Кумасцеп), где Радлов сначала преподавал, а затем возглавил курсы в отсутствие мэтра.
Театральные эксперименты и создание всенародного театра
В 1918 году Радлов поставил "Близнецов" Плавта, в которой попытался реализовать новаторские идеи своей статьи "О технике античного актера". Благодаря применению древних костюмов, масок и игровых приемов римских актёров, спектакль стал масштабной реконструкцией античного театра. Позже он повторил подобный эксперимент в Театральной лаборатории при Институте истории искусств.
Вместе с режиссером В. Н. Соловьевым Радлов создал Театр художественного дивертисмента. В него вошли артисты драматического и циркового жанров. В спектаклях использовались элементы клоунады, акробатики и буффонады, которые одинаково хорошо вписывались как в шекспировские и мольеровские классические произведения, так и в собственные пьесы Радлова.
Мастер массовых зрелищ и режиссер академической сцены
Одной из ярчайших страниц в творческой биографии Радлова было проведение массовых зрелищ. Он поставил "Блокаду России" на Каменном острове, "К мировой коммуне" на Васильевском острове и грандиозное "Победу Революции" в Оперном театре Народного дома.
В 1923 году Радлов перешел на сцену Академического театра драмы (Александринского), где поставил "Эугена Несчастного" Эрнста Толлера и "Лисистрату" Аристофана. С 1925 года он стал штатным режиссером театра.
Признание и арест
Параллельно с работой в драматических театрах Радлов успешно ставил оперы в Мариинском театре. Его постановки "Дальнего звона" Шрекера, "Любви к трем апельсинам" Прокофьева и "Бориса Годунова" Мусоргского получили признание публики.
Но творческий путь Радлова омрачился арестом в 1949 году по обвинению в измене Родине. После отбывания десятилетнего срока в 1953 году он был освобожден, а в 1957 году реабилитирован.
Возвращение в искусство и цикл шекспировских постановок
После освобождения Радлов работал в Даугавпилсском и Рижском театрах. В Даугавпилсе он поставил "Гамлета" в 1954 году, а в Рижском театре юного зрителя - "Ромео и Джульетту" в 1955 году. За пять лет он осуществил свой давний замысел - шекспировский цикл, поставив в Рижском русском драматическом театре "Короля Лира" (1954) и "Макбета" (1957).
Сергей Эрнестович Радлов скончался 27 октября 1958 года в Риге. Его творческое наследие стало неотъемлемой частью истории отечественного театрального искусства, где он навсегда останется новатором, экспериментатором и приверженцем всенародного театра.