Главная Статьи Войти О сайте

Сергей Шпуняков

Сергей Шпуняков

Летчик истребитель

Имя: Сергей
Фамилия: Шпуняков
Дата рождения: 14.09.1922
Гражданство: Россия



Родился 14 Сентября 1922 года в деревне Слутка Новгородского района Новгородской области в семье рабочего. Окончил 10 классов. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу.

С Апреля 1943 года в действующей армии. К Маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) Старший лейтенант С. П. Шпуняков совершил 335 боевых вылетов, в 51 воздушном бою сбил 15 самолётов противника и 5 уничтожил на земле. 15 Мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1945 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, в 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1969 года Полковник С. П. Шпуняков - в запасе. Жил в Одессе. Работал в окружном Доме офицеров. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды (трижды ), медалями. Почётный гражданин города Вольск Саратовской области. Его имя носил пионерский отряд школы № 15 в Новгороде. Умер 2 Января 2004 года.

* * *

Он родился 14 Сентября 1922 года в деревне Слутка Новгородского района Новгородской губернии ( с 1927 года Ленинградской, с 1944 года - Новгородской области ). Отец работал на аэродроме Кречевицы, что лежал напротив за Волховом. Сын с детства мечтал стать лётчиком. После окончания средней школы поступил в 1940 году в Сталинградскую военную авиационную школу, которую окончил в 1942 году. К тому времени он освоил многие типы самолётов, но до прибытия на фронт имел звание сержанта. Истребительный полк, в который он просился, был первоначально составлен из лётчиков - испытателей, асов авиации. Его взяли нехотя, но потом не жалели об этом...

На фронте - с Апреля 1943 года. Был заместителем командира эскадрильи 402-го Севастопольского истребительного авиационного полка 265-й Мелитопольской истребительной авиадивизии 3-го Никопольского истребительного авиакорпуса Резерва Верховного Главнокомандующего. Ныне это Севастопольский Краснознамённый ордена Суворова 3-й степени исследователько - инструкторский смешанный авиаполк.

Полк имеет славную историю. Он создан 25 Июня 1941 года из лётчиков - испытателей по предложению депутата Верховного Совета СССР, Героя Советского Союза ведущего лётчика - испытателя НИИ ВВС Подполковника Степана Павловича Супруна с одобрения И. В. Сталина из числа лётчиков НИИ ВВС РККА и наркомата авиапромышленности. Первым командиром был Подполковник П. М. Стефановский, впоследствии Герой Советского Союза.

В 402-м полку воевали знаменитые испытатели Капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи ( совершил 65 боевых вылетов, одержал 5 личных побед ), вскоре отозванный на прежнее место службы, испытывавший первые самолеты Би-1 с жидкостным ракетным двигателем, посмертно ставший также Героем, Герои Советского Союза Н. Краснов ( в списке самых результативных в стране - 46 побед ), А. Мошин, А. Дехтяренко, Ю. Антипов, И. Лихобабин...

Ярким образцом отваги был командир 2-й эскадрильи Капитан Борис Герасимович Бородай, погибший 1 Января 1942 года на Северо - Западном фронте. Он имел 6 личных побед.

Вторым командиром полка стал Майор К. А. Груздев. В дальнейшем им командовали Майор И. П. Лысенко, Капитан Г. А. Коцеба, Майоры В. А. Папков, Д. Е. Николаенков, А. У. Ерёмин, А. Е. Рубахин. Лётный состав сменил немало типов истребителей: МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Як-9Т, Як-3. Входил в состав ВВС Северо - Западного фронта, 16-й Воздушной армии, 57-й САД, 8-й САД, 239-й ИАД, 265-й ИАД 3-го ИАК. За период войны полк совершил 13511 боевых вылетов, уничтожил 810 самолётов, большое количество боевой техники и живой силы противника. Сам потерял 81 лётчика и 7 наземных специалистов, 101 истребитель ( в том числе 13 - небоевые потери ). У 5-го и 16-го ГвИАП, следующих за ним, в активе было 739 и 618 сбитых самолётов.

За один только первый месяц боёв на Северо - Западном фронте испытатели сбили 51 самолёт противника.

С 15 Июля 1941 года полк базировался на аэродромах Кречевицы и Крестцы ( теперь Новгородской области ) и вёл действия в направлении Сольцов, Луги и Старой Руссы.

Боевой путь полка, в котором воевал С. П. Шпуняков, выглядит так: Москва - Великие Луки - Старая Русса - Багай-Барановка - Краснодар - Тихорецк - Липецк - Шахты - Мелитополь - Севастополь - Орел - Смоленск - Витебск - Борисов - Вильнюс - Каунас - Могильно - Варшава - Иновроцлав - Познань - Морин - Дальгов ( Берлин ).

...18 Апреля 1943 года полк из Люберец перелетел в Краснодар. Ошеломило истребителей, что девушки - ровесницы полка ночных бомбардировщиков Евдокии Бершанской уже имели ордена.

Первый свой бой Шпуняков провёл 20 Апреля. Полк получил приказ выделить две авиаскадрильи для сопровождения штурмовиков, летевших в Новороссийск. Там на Малой земле шли ожесточённые бои. Командир полка Майор Владимир Васильевич Папков отметил, что до Берлина 2130 км и по лётным масштабам это не так уж далеко. Кто - то обязательно долетит до Победы. Помогая запускать мотор самолёта командиру 1-й эскадрильи Лейтенанту Калинину, Шпуняков видел, как дрожали его руки и пытался приободрить товарища. Тот не вернулся из боя. Взлетели. Связи нет, маневра нет. О взаимодействии чёткого представления нет. Шпуняков шёл крайним слева. Высота 3500 метров. Поставлена задача спасти десант Цезаря Куникова, который две дивизии фашистов пытаются сбросить в море. Начался бой. "Мессы" ему уже в хвост пристраиваются. Сумел вывернуться и сам у них в хвосте оказался. Давит на гашетку. Что такое ? Почему не видно очередей ? Забыл снять с предохранителя !..

Самолёт был послушен. Ручка управления и рука слились. Осмотрелся: бак пробит, позади тянется шлейф бензина. С левым креном вышел из боя. На плохо управляемом самолёте пошёл домой. В пути пересёкся ещё с двумя Ме-109. Они прошили самолёт очередями. Он свалился в штопор, из которого удалось выйти только над самой землёй. Хорошо, что немецкие лётчики ушли, решив, что ему не выбраться. Но он дотянул до аэродрома и сел, не выпуская щитки.

Сергею Павловичу рассказывали потом: только его в госпиталь увезли на "санитарке", как прилетел командующий 4-й Воздушной армии Генерал - Лейтенант К. А. Вершинин на У-2. Выяснив, что произошло, дал указание: наградить за спасение машины. Это был его первый орден Красной Звезды.

За первую неделю боёв на Кубани полк из 34 лётчиков потерял 11 убитыми и 5 ранеными. 29 Апреля погиб и командир - В. В. Папков.

С. П. Шпуняков подлечился и снова в полк. Стал осмотрительнее, злее, хитрее. Начал сбивать самолёты противника. Над Кубанью вскоре преимущество в воздухе перешло к советской авиации.

12 Апреля 1944 года Сергей Шпуняков "округлил" свой боевой счёт, уничтожив 10-й вражеский самолёт.

После войны Шпуняков часто вспоминал фронтовых друзей - оренбуржца Шамиля Абдрашитова, конотопца Дмитрия Ащаулова, нижегородца Павла Гаврилина, чегемца Назира Конукоева, ереванца Акопа Манукяна, пензенца Николая Павлушкина, воронежца Анатолия Рубахина, сталинградца Алексея Ерёмина, воронежца Георгия Балашова, москвича Николая Дугина ( погиб 2 Мая 1945 года в Берлине, зачислен навечно в списки части ), винничанина Владимира Егоровича, ростовчанина Михаила Пивоварова и других. Фронтовая дружба была для них святым понятием.

Один из его друзей, Павел Гаврилин в бою в Апреле 1943 года получил тяжёлое ранение. Чудом выжил. Получил заключение врачей: к лётной работе не годен. Выкинул его, вписал в шпуняковское заключение из того же госпиталя свою фамилию с безобидным диагнозом и воевал дальше. Только в Октябре 1945 года рентгеновский снимок в Бранденбурге поверг врачей в недоумение: с этим жить опасно, а Гаврилин воевал, стал Героем !

Выяснилось, что в груди у него сидит сердечник 20-мм бронебойного снаряда от немецкого "Эрликона". Списали. Но благодаря его настойчивости, при поддержке командира 265-й ИАД Полковника А. А. Карягина, Генерала Е. Я. Савицкого, главный хирург РККА Н. Н. Бурденко в виде исключения разрешил полёты на ПО-2 в эскадрильи связи корпуса. Снаряд не удалили. В 1950-е годы, когда Гаврилин освоил первые советские вертолёты и переучивал летать на них лётчиков, здоровье его вдруг резко ухудшилось. В 34 года он был уволен в запас. Но Гаврилин даже не был инвалидом (?!). Просто не ставил этого вопроса перед органами соцобеспечения. Уклонялся от разговоров о своём героическом прошлом. В 1984 году снаряд, наконец, извлекли.

Сам Сергей Павлович Шпуняков совершил за время Великой Отечественной войны 335 успешных боевых вылетов, из них на прикрытие боевых порядков своих войск - 225. Провёл 51 воздушный бой, в которых сбил 17 ( по другим источникам - 15 ) самолётов противника лично и 7 в группе, а 5 уничтожил на земле. Был ведомым командира корпуса Е. Я. Савицкого, имевшего позывной "Дракон". Звание Героя Советского Союза присвоено С. П. Шпунякову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года. Он стал одним из 23 Героев, служивших в прославленном полку.

Несколько эпизодов из боевой деятельности Шпунякова, на заключительном этапе войны, нашли отражение в известной книге "16-я Воздушная". Позволю себе привести их:

"17 Января 1945 года в 24 воздушных боях было сбито 18 фашистских самолётов. Особенно отличились лётчики 176-го Гвардейского ИАП дважды Герой Советского Союза Майор И. Н. Кожедуб, и Лейтенант А. Ф. Васько; лётчики 265-й ИАД Капитан В. А. Егорович и Лейтенант С. П. Шпуняков.

17 и 18 Февраля в воздушных боях отличились: в 265-й ИАД - Младшие лейтенанты А. Н. Замно и В. Г. Криволапов, Старший лейтенант С. П. Шпуняков...

11 Марта произошло 74 боя, в которых наши лётчики сбили 56 самолётов. Победы в воздухе одержали Генерал Е. Я. Савицкий, Полковник П. Ф. Чупиков, Старший лейтенант Н. С. Руденко, Лейтенанты Н. М. Христинин и С. П. Шпуняков ( 265-я ИАД ), И. Ф. Кривобок, В. С. Ткаченко и Д. И. Суслов ( 278-я ИАД ) и другие".

В 1945 году Сергей Павлович окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, в 1955 году успешно окончил Военно - Воздушную академию им. Гагарина в Монино. Командовал полком на Тоцком полигоне. Служил в Якутии. С 1969 года Полковник С. П. Шпуняков - в запасе. Жил в Одессе. Работал в окружном Доме офицеров, начальником аэропорта.

С середины 1990-х годов жил на родине, в городе Великом Новгороде. Имел жену, сына и дочь. Был Председателем областного общественного благотворительного фонда "Победа", членом Всероссийской ассоциации Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. Почётный граждании городов Вольск, Мелитополь, Никополь и посёлка Аскания - Нова. Награждён многими орденами и медалями, а 14 Июня 1944 года в числе 25 воинов Советской Армии орденом "Лётным Крестом за отличие" - высшей наградой для пилотов США.

Главной чертой Героя Советского Союза С. П. Шпунякова была скромность. Человек незаурядного ума, с героической биографией, Сергей Павлович не требовал к себе особого отношения, не добивался льгот и првилегий. Жил в Великом Новгороде в более чем скромной одн окомнатной квартирке по проспекту А. Корсунова с женой Верой Михайловной ( радистка авиачасти Верочка была его верной подругой с 1943 года ), передвигался чаще на автобусах и на выделенной ему как инвалиду войны "Оке". Он живо интересовался всем, что происходит в стране. При этом главным мерилом для Шпунякова являлось соответствие происходящего жизненным установкам, которые получил Сергей Павлович ещё в детстве и юности от своих родителей.

Годы, конечно, сказались на нём. Однако, в 80 лет он живо интересовался всем происходящим. Любил сразиться в шахматы. Много читал. К сожалению, 2 Января 2004 года Полковник С. П. Шпуняков, последний из Героев полка, умер. Его похоронили на Аллее Героев на Западном кладбище города. Его именем назвали школу № 16, где Шпуняков учился. На доме, где жил лётчик, готовятся открыть памятную доску. Память о нём хранят родные и однополчане, земляки и жители городов, чьим почётным жителем он являлся.

© БиоЗвёзд.Ру