Станислав ПшибышевскийПольский писатель
Страна: Польша
|
Биография Станислава Пшибышевского
Станислав Пшибышевский был польским писателем, который стал одним из ведущих представителей литературного направления «Молодая Польша». Он родился в Прусской Польше, в семье сельского учителя.
Еще в юности Пшибышевский начал писать религиозные песни для местной католической церкви. Однако настоящую литературную деятельность он начал в 90-х годах в Берлине, на немецком языке. Позднее он провел некоторое время в Норвегии, где познакомился со шведским писателем Августом Стриндбергом.
После возвращения в Берлин Пшибышевский стал редактором польской газеты «Gazeta robotnicza», которая была социал-реформистским изданием с националистическим уклоном. В своих статьях он писал передовые материалы в стиле библейских проповедей.
В 1898 году Пшибышевский переехал в Краков, где редактировал периодическое литературно-художественное издание «Zycie», являвшееся органом «Молодой Польши». Именно в это время он начал приобретать литературную известность.
Сначала Пшибышевский стал известным как немецкий писатель, став знаменоносцем немецкого модернизма и получив восторженное признание декадентской молодежи. Однако, если бы он начал писать на родине, его успех был бы незначительным или отсутствующим, так как польское общество и критика того времени были под влиянием Генрика Сенкевича и не были бы восхищены его сверхъестественными героями.
Переведенные на немецкий язык произведения Пшибышевского, такие как «Homo Sapies», «Дети сатаны», «Epipsychidion», «De profundis», «К психологии индивидуума: I. Шопен и Ницше. II. Ола Гансон» и другие, привлекли внимание и вызвали интерес западной культуры.
После возвращения в Польшу Пшибышевский переводил и перерабатывал свои произведения, написанные на немецком языке, а затем начал создавать новые произведения исключительно на польском языке.
Все произведения Пшибышевского характеризуются двумя основными мотивами: болезненным эротизмом и псевдореволюционностью. Его революционеры не борются за определенные общественные идеалы, а являются «детьми сатаны», разрушающими общественный строй не из-за революционного умысла, а для вызова ужаса у буржуазных читателей.
Болезненный эротизм Пшибышевского нашел свое выражение в его поэмах, таких как «Над морем», «Андрогина», «В час чуда». Мотивы эротики и индивидуализма присутствуют также в его романах «Дети сатаны» и «Homo sapiens».
Приобретенные известность и влияние Пшибышевского продолжали расти до 1905 года, а затем начали постепенно уменьшаться. Во всех его произведениях можно наблюдать постоянное повторение мотивов наслаждения и преступления.
Последние неоконченные работы Пшибышевского – его мемуары «Мои современники», которые представляют собой интересный материал для изучения немецкого модернизма, к которому он примыкал в начале своей литературной карьеры.
Творчество Пшибышевского направлено прежде всего на раскрытие подсознательных экстатических состояний и изображение страстей, артистических стремлений и самобичевания. Язык его произведений, как и у мистиков, отличается нелогичностью, что делает его чтение практически невозможным в наше время.