Главная Войти О сайте

Стэн Кентон

Стэн Кентон

Американский джазовый музыкант

Стэнли Ньюкомб Кентон родился 15 декабря 1911 в городе Уичита, в Канзасе, одной из джазовых столиц США. Его семья скоро перебралась в Лос-Анджелес. Старшие Кентоны были музыкантами, поэтому под руководством своей матери игру на фортепиано Стэн освоил к десятилетнему возрасту. Его композиторский талант проявился уже в школьные годы, когда он создавал свои первые композиции и аранжировки. Музыка влекла его, и он подрабатывал пианистом в местных ансамблях. К началу тридцатых годов он организовал свой первый коллектив, который называл исключительно словом «оркестр», несмотря на то, что на афишах клубов красовалось привычное для публики слово «бэнд». Большую часть репертуара, как первого, так и последующих его коллективов, составляли авторские композиции самого Кентона.

В 1934 году начинает играть в более маститых и популярных джазовых группах. Создает свой первый профессиональный свинговый биг-бэнд в 1941 году.

В 1946 году работает совместно с Питом Риголо, создавая экспериментальные аранжировки для партии труб, тромбонов и саксофонов, которые легли в основу направления «прогрессивный джаз» и стали основой для латиноамериканского джаза.

Начиная с пятидесятых годов, активно сочетает симфонический и латиноамериканский джаз с элементами «бибопа». Его оркестр меняет состав и расширяется. В нем в разные периоды играли Мейнард Фергюсон, Конте Кандоли, Шелли Мэйн, Фрэнк Розолино, Стэн Гетц, Эдди Сафрански, Чико Альварес, Кай Виндинг, Ли Кониц, Арт Пеппер, Зут Симс, выступала певица Джун Кристи. Постепенно состав бэнда дошел до рекордного количества в сорок человек! И, хотя после Второй мировой войны, интерес к свингу постепенно угасает, группа Стэна Кентона пользуется неизменной популярностью, благодаря своим новаторским аранжировкам, дерзким экспериментам, использованием множества духовых инструментов, характерных, скорее, для симфонического оркестра, нежели для развлекательного биг-бэнда. Но в этом и был замысел маэстро, его не прельщала идея «развлекательного джаза» - «музыку нужно слушать, а не танцевать». И действ ительно, люди приходили на его выступления как на концерты академического оркестра, а не как на танцплощадку. По сути, именно Кентону удалось вывести джазовые биг-бэнды из разряда аккомпаниаторов, танцевальных оркестров, на уровень симфонической музыки. Именно его оркестр стал первым выступать в концертных залах, что прежде казалось немыслимым для джазовых музыкантов.

В шестидесятых годах после нескольких европейских турне Стэн Кентон продолжил свои эксперименты по слиянию джаза и классической музыки. Он записал двадцать пять аранжировок Рихарда Вагнера, но альбом, вышедший в те годы, не пользовался особой популярностью. Несмотря на это, маэстро не отступился от своего, продолжая творить, хотя порой его эксперименты граничили с экстримом. Многие критиковали его, но залы, в которых он выступал, всегда ломились от толпы поклонников, обожавших его.

Стэн Кентон скончался в 1979 году от последствий тяжелой черепной травмы.

© БиоЗвёзд.Ру