Главная Войти О сайте

Сюити Като

Сюити Като

Выдающийся японский литературный и культурный критик.
Дата рождения: 19.09.1919
Гражданство: Япония

Родился в токийском районе Сибуя в семье известного врача. В 1943 году окончил медицинский факультет Токийского императорского университета. Уже в студенческие годы начал живо интересоваться литературой, создав вместе Синъитиро Накамурой и Такэкихо Фукунагой экспериментальную группу «Поэтический утренник» (?????????, участники группы в частности пытались писать рифмованные стихи, что крайне нехарактерно для японской поэзии). Кроме поэзии, Като пробовал себя и в литературной критике, а также прозе. Деятельность «Поэтического утренника» впоследствии оказала существенное влияние на обновление современной японской поэзии.Призыва на войну Като удалось избежать из-за заболевания плевритом. После окончания войны он, исполняя свой врачебный долг, вошёл в состав специальной японско-американской комиссии, созданной для исследования последствий атомной бомбардировки в Хиросиме, в результате чего смог непосредственно оценить масштабы катастрофы. Также в послевоенные годы Като довелось быть лечащим врачом писателя Тацуо Хори, в своё время оказавшего значительное влияние на «Поэтический утренник».И.С. Бах Жига из французской сюиты №2 (d moll).avi Широкое внимание в литературной среде Като привлёк к себе после публикации (совместно с Накамурой и Фукунагой) книги «1946 год. Размышления о литературе» (??????????, 1947). В том же году он примкнул к додзинси «Киндай бунгаку» (????, «Современная литература»). В 1951 году, получив грант, Като отправился во Францию, где в Парижском университете изучал гематологию, совмещая медицинские исследования с многочисленными публикациями критики литературы и культуры в японских газетах и журналах. Во Франции увлёкся марксизмом. После возвращения на родину опубликовал статью «Гибридность японской культуры» (????????), написанную с истматериалистических позиций. Эта и другие статьи, развивавшие тему, затем в 1956 году были изданы одной книгой «Гибридная культура» (????). В 1958 году Като окончательно отошёл от врачебной практики и сосредоточился на критике.В 1959—1960 годы во время общественных волнений, связанных с протестом Договору безопасности, Като активно и категорично выступал в пользу отказа от реформ. Осенью 1960 года Като был приглашён канадским Университетом Британской Колумбии для чтения там курса лекций о японской классической литературе. Материал лекций впоследствии был положен в основу одной из самый значительных работ Като «Введение в историю японской литературы» (???????, 1975). В последующие годы продолжал активно публиковаться, а также преподавать в университетах в Японии и за рубежом. Особняком стоит его работа в качестве редактора «Всемирной энциклопедии Хэйбонся» (???????), где Като также были написаны такие статьи как Япония, японская литература, критика, Томиока Тэссай, Тацуо Хаяси. Также, начиная с 1979 года и заканчивая последним годом своей жизни, Като вёл публицистическую колонку в вечернем выпуске «Асахи симбун». В период с 1988 по 1996 Като возглавлял Токийскую центральную библиотеку. Собрание сочинений Като неоднократно переиздавалось «Хэйбонся». Последнее издание насчитывает 24 тома.Скончался Като 12 мая 2008 года от полиорганной недостаточности в Токийской больнице района Сэтагая. Уже находясь в больнице, летом того же года, он принял крещение по католическому обряду.?После смерти Като отдельной книгой был издан сборник развёрнутых некрологов, написанных Кэндзабуро Оэ, Сюнскэ Цуруми и другими видными деятелями современной японской культуры.

© БиоЗвёзд.Ру