БиоЗвёзд.Ру

Регистрация


Томас Бичем

Томас Бичем

Английский дирижер и импресарио

Имя: Томас
Фамилия: Бичем
Дата рождения: 29.04.1879
Гражданство: Великобритания


Томас Бичем (Thomas Beecham) родился в 1879 году в Сент-Хеленс в графстве Ланкашир, Великобритания (St Helens, Lancashire). Дом его семьи находился неподалеку от фармацевтического завода 'Beecham's Pills', основателем которого являлся дед Томаса, также Томас Бичем.

Окончив школу Rossall School, парню пришлось пойти по воле отца в оксфордский колледж Уодхэм (Wadham College, Oxford), в то время как сам он мечтал об учебе в музыкальной консерватории.

Впрочем, долго его учеба все же не продлилась, и в 1898 году он бросил колледж, начав брать уроки музыки, в частности композиции. Известно, что его наставниками были Чарльз Вуд (Charles Wood) в Лондоне (London) и Мориц Мошковский (Moritz Moszkowski) в Париже (Paris). Известно и то, что дирижером Томаса быть никто не учил, и здесь он оказался в своем роде самоучкой.

Очень скоро - уже в 1899-м - Томас впервые дирижировал оркестром перед публикой, а вскоре пришел и первый успех, когда Бичему довелось заменить во время концерта в честь инаугурации нового мэра Сент-Хеленс дирижера Ганса Рихтера (Hans Richter) в оркестре Халле (Hallé).

В 1902-м Томас впервые выступил в качестве дирижера на оперной сцене, это была опера Майкла Балфа (Michel Balfe) 'Богемксая девушка' ('The Bohemian Girl').

Скоро Томас начал получать предложения от оркестров, в том числе и от Нового симфонического оркестра (New Symphony Orchestra), который играл в столичном концертном зале Bechstein Hall.

К этому времени Томас Бичем и сам писал музыку, однако он же был и самым жестким своим критиком, а потому молодой дирижер предпочитал развивать свое искусство дирижера, нежели сосредотачиваться на композиции.

Он тщательно и очень продуманно выбирал репертуар для своего оркестра, много внимания уделяя малоизвестным и талантливым композиторам.

Конкуренция в столице Англии была в то время по-настоящему серьезной - Томас понимал, что тягаться с такими оркестрами, как Лондонский симфонический (London Symphony Orchestra) ему, по меньшей мере, не слишком разумно, а потому он предпочитал оставаться в своей нише. Так, его оркестр не пользовался особо громкой славой и не мог похвастать аншлагами.

В 1909 году Томас основал собственный коллектив - Симфонический оркестр Бичема (Beecham Symphony Orchestra), музыкантов для которого набрал из других оркестров. Примечательно, что в состав нового коллектива вошли молодые артисты, средний возраст оркестра Бичема не превышал 25 лет. Несмотря на то, что музыканты Бичема были бесспорно талантливыми, а коллектив играл очень качественный репертуар на высоком профессиональном уровне, материальный успех по-прежнему обходил коллектив стороной. Возможно, это было из-за упорства самого Томаса, все так же старавшегося выбирать свой репертуар самостоятельно, а не оглядываясь на существующую музыкальную моду.

Семья Бичема помогала ему в его по большей части убыточном мероприятии.

В 1910-м, заполучив финансовую поддержку отца, Томас решил пробовать себя в оперных театрах, в том числе и Ковент-Гардене.

На удачу, здесь его мастерство дирижера оказалось гораздо более оцененным и востребованным - за один лишь год он поставил более трех десятков опер, среди которых были и малознакомые или и вовсе не знакомые произведения. Лондонская публика тем временем оставалась довольной.

Наиболее удачными работами стали тогда оперы Рихарда Штрауса (Richard Strauss) 'Электра' ('Elektra') и 'Саломея' ('Salome') и впервые поставленные в Англии 'Сказки Гоффмана' ('The Tales of Hoffmann') Жака Оффенбаха (Jacques Offenbach) и 'Летучая мышь' ('Die Fledermaus') Иоганна Штрауса (Johann Strauß).

В Ковент-Гардене в 1911-м и 1912-м оркестр Бичема играл с Русским балетом Сергея Дягилева.

Томасу Бичему довелось дирижировать на премьере оперы Штрауса 'Кавалер розы' ('Der Rosenkavalier') в 1913-м; на премьере балета Стравинского 'Весна священная' в Лондоне и Париже; а вместе с отцом они поставили 'Псковитянку' Римского-Корсакова, 'Князя Игоря' Бородина и 'Соловья' Стравинского.

Во время Первой мировой войны Томас старался поддерживать музыкальную жизнь в Британии, а в 1915-м он открыл собственную оперную компанию.

В 1916-м Бичема произвели в рыцари, и в том же году скончался его отец, а Томас в наследство получил титул баронета.

В начале 1920-х музыкант переживал крупные финансовые неурядицы, и в течение какого-то времени ему пришлось продать значительную часть имущества своего отца для оплаты долгов.

А в 1924-м открылась новая компания - 'Beecham Estates and Pills', объединившая в себе театральный бизнес Томаса и его семейное предприятие - завод в Сент-Хеленс.

В 1920-х Бичем работал в залах Лондона и Манчестера, а в 1932 году был основан новый оркестр - Лондонский филармонический оркестр под управлением Томаса Бичема (London Philharmonic Orchestra), который состоял из 106 музыкантов. Кстати, с этим коллективом Томас много гастролировал по Германии.

В тех же 1930-х Бичем управлял оперными сезонами в Ковент-Гардене, а к концу десятилетия все оперные сезоны находились под контролем Томаса.

В 1940 году Бичем уехал в Австралию, а потом перебрался в Северную Америку. В самом начале 1940-х он был художественным руководителем Симфонического оркестра Сиэтла (Seattle Symphony), а в 1942-м Томаса пригласили в прославленный Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera), где он стал главным дирижером.

В 1944-м он вернулся на родину, а в 1946 году Бичем основал Королевский филармонический оркестр (Royal Philharmonic Orchestra), свой последний оркестр, с которым в середине века он много ездил по миру, побывав на гастролях в США, Канаде и Южной Африке.

Свой последний концерт Томас Бичем дал в Портсмуте 7 мая 1960 года; в программе тогда звучали увертюры к 'Волшебной флейте', 'Военная симфония' Гайдна, сюиты 'The Great Elopement', Пятая симфония Шуберта, 'Летняя ночь на реке' Делиуса и 'Вакханалии' из оперы Сен-Санса 'Самсон и Далила'.

К концу жизни Бичем был обладателем всевозможных титулов и наград - Кавалером Ордена Почётного легиона, Кавалером Ордена Почёта, Командором Ордена Короны Италии и Почётным доктором музыки многих университетов - Оксфордского, Лондонского, Манчестерского, Монреальского.

Томас Бичем скончался в возрасте 81 года, произошло это 8 марта 1961 года. Его похоронили на Бруквудском кладбище в графстве Суррей (Brookwood Cemetery, Surrey), однако позже его останки перезахоронили во дворе церкви святого Петра в Лимпсфилде (Limpsfield, Surrey).

Известно, что в течение жизни музыкант трижды женился, его супругами были Ютика Селестина Уэллес (Utica Celestina Welles), пианистка Бетти Хамби (Betty Humby) и бывшая секретарша Ширли Хадсон (Shirley Hudson), на которой Томас женился всего за два года до смерти. Кроме официальных браков маэстро имел несколько романов, над которыми до сих пор спорят биографы.

© БиоЗвёзд.Ру