Томас МюнцерНемецкий революционер, идеолог народного течения в Реформации, один из вождей в Крестьянской войне 1524-25 гг. в Германии.
Страна: Германия
|
Содержание:
- Биография Томаса Мюнцера
- Учение Мюнцера
- Деятельность Мюнцера
- Восстание крестьян
- Поражение и казнь
- Оценка и наследие
Биография Томаса Мюнцера
Томас Мюнцер был немецким революционером, идеологом народного течения в Реформации и одним из вождей Крестьянской войны 1524-1525 гг. в Германии. Он был радикальным проповедником времен Реформации и духовным лидером социального движения, которое проповедовало всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и призывало к террору против традиционной церкви и дворянства. Мюнцер связался с германскими крестьянами, которые выступили против феодалов в немецкой крестьянской войне XVI века.
Учение Мюнцера
Томас Мюнцер родился в 1490 году в Гарце. Он учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Мартину Лютеру, Мюнцер интересовался мистиками, но позднее он стал приверженцем социально-религиозного движения и пришел к апокалиптическим представлениям и коммунистическим мечтам. Он отвергал внешнее откровение и утверждал, что только тот, кто истерзан сердцем и познал Бога в душевных бурях, может быть Его истинным избранником. Мюнцер учил, что Писание только убивает, но не оживляет. Он также призывал господствующих правителей служить божьим избранникам, и утверждал, что народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть.
Деятельность Мюнцера
В 1520 году Мюнцер выступил как проповедник в Цвиккау в Саксонии и стал самым громким выразителем настроений ремесленных слоев города. Его грубая речь и использование ветхозаветных аллегорий соответствовали представлениям простонародья. Он был отставлен магистратом и отправился в Прагу, где он воздействовал население, разрушая церкви и проповедуя против «попов и обезьян». Затем Мюнцер появился в городе Альштедт в Тюрингии и собрал своих сторонников. Он проповедовал установление на земле царства «святых» и призывал израильтян (избранных) истребить безбожных «ханаанитов». Мюнцер также развил социальный идеал равенства и братства, и утверждал, что правители должны быть равны последнему христианину.
Восстание крестьян
После своих странствий по южной Германии, где Мюнцер установил контакт с революционерами и вождями, готовившими крестьянское восстание, он вернулся в среднюю Германию, в город Мюльгаузен. Здесь он вместе с бывшим монахом Пфейфером возглавил простой народ и заставил зажиточных бюргеров и магистрат капитулировать. Был избран новый «вечный, христианский» магистрат, в который вошли «бедные» и «земледельцы». Была установлена общность имущества, а Мюнцер отобрал монастырские владения и захватил дворцы и монастыри в соседних землях.
Поражение и казнь
В то время, когда князья средней Германии готовились собрать военные силы для подавления тюрингенских крестьян, Мюнцер ожидал помощи от крестьян Франконии, но они не успели прийти. В конце концов, Мюнцер решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, но его армия, состоящая в основном из плохо вооруженных и без конницы крестьян, была полностью разгромлена. Мюнцер был пойман, подвергнут пыткам и казнен.
Оценка и наследие
Важнейшая марксистская работа о Мюнцере была написана Фридрихом Энгельсом под названием «Крестьянская война в Германии». Энгельс интерпретировал Мюнцера как борца за социальное равенство, который использовал библейский язык, понятный крестьянам того времени. Однако критики этой точки зрения утверждают, что религиозные и апокалиптические мотивы были важнейшими в учении Мюнцера, а победа классовой справедливости не была его основной целью.
В XX веке в ГДР было создано много литературы о Мюнцере, и его считали национальным героем, изображая его портрет на банкнотах.