Главная Войти О сайте

Урсула Кребер Ле Гуин

Урсула Кребер Ле Гуин

Американская писательница и литературный критик

Урсула Крёбер Ле Гуин, дочка антрополога Альфреда Л. Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер, родилась 21 октября 1929-го. Урсулу и трех ее старших братьев всегда поощряли читать, кроме того, дети много и тесно общались с друзьями родителей. Позднее Урсула сказала, что испытывает благодарность за счастливую и легкую пору взросления. Именно хорошее окружение повлияло на ее интерес к литературе.

Свой первый фантастический рассказ она написала в девять лет. Биологию и поэзию Ле Гуин щелкала как орешки, но совсем не дружила с математикой. Она училась в школе Berkeley High School, получила степень бакалавра искусств в области французской и итальянской литературы в Рэдклиффском колледже в 1951-м и магистра искусств в той же области в Колумбийском Университете в 1952-м. Вскоре после этого Урсула приступила к работе над диссертацией и выиграла грант программы Фулбрайта, чтобы продолжить учебу во Франции (France) в 1953-1954 гг.

Путешествие во Францию вылилось в знакомство с ее будущим мужем, историком Чарльзом Ле Гуином (Charles Le Guin). Они сыграли свадьбу в 1953-м в Париже (Paris), и Чарльз решил забросить свою диссертацию о поэте Жане Лемере де Бельже (Jean Lemaire de Belges). Супруги прибыли в США, где Урсула продолжила зарабатывать степень доктора философии, сначала в Университете Эмори (Emory University), а после в Университете Айдахо. В этот период она работала секретарем и преподавала французский в университете.

Ее первая дочь, Элизабет, родилась в 1957-м, а вторая, Кэролайн, в 1959-м. Семья Ле Гуин переехала в Портленд, штат Орегон (Portland, Oregon), где с тех пор и живет. Чарльз стал преподавать в Портлендском Университете, а Урсула, помимо воспитания детей, занималась писательской деятельностью. Их третий ребенок, сын Теодор, появился на свет в 1964-м.

Впервые Ле Гуин попробовала опубликовать свой рассказ еще в 11 лет. Все закончилось провалом, и журнал 'Astounding Science Fiction' вернул назад ее историю. Она продолжила писать, но оставила попытки познакомить публику с ее творчеством на целых десять лет. В период с 1951-го по 1961-й Урсула сочинила пять романов, которые издатели отвергли из-за 'недоступности'. Некоторые из ее первых работ, включая собрание 'Рассказов об Орсинии' ('Orsinian Tales') и повесть 'Малафрена' ('Malafrena'), не подпадали под жанр фантастики, хотя и действия в них происходили в вымышленных странах. Однако в попытке выразить свои интересы Ле Гуин все же вернулась к научно-фантастической теме и теме фэнтези. Нередко писательница стала обыгрывать тему культурного взаимодействия планет далекого будущего.

С начала 1960-х ее произведения публикуются регулярно. Урсула получила широкое признание за роман 'Левая рука Тьмы' ('The Left Hand of Darkness'), удостоившийся премий 'Небьюла' и 'Хьюго' в 1970-м. Действия ее 'неоднозначно утопического' романа 'Обделенные' ('The Dispossessed') 1974-го разворачиваются в той же вымышленной вселенной, что и в 'Левой руке Тьмы'. Оба романа входят в 'Хайнский цикл' ('Hainish Cycle').

В своих произведениях Ле Гуин выказывает особый интерес к даосизму, коммунизму, феминизму, анархизму, психологии, социологии и антропологии. Она с удивительным реализмом создает на страницах своих книг фантастические миры, но, в отличие от многих других фантастов, не пытается поставить во главу сюжета какой-то крутой переворот, какие-то глобальные свершения вне самого персонажа. Герои Урсулы наделены человеческими чертами, стремлением познавать свою сущность и преодолевать самих себя.

Ле Гуин также известна по своим работам в кино- и звукозаписывающей индустрии. На основе ее романа 'Резец небесный' ('The Lathe of Heaven') был снят одноименный фильм. В 1985-м Урсула и авангардный композитор Дэвид Бедфо рд (David Bedford) вместе выпустили 'космическую' оперу 'Rigel 9', доступную в разных аудиоформатах.

Когда Ле Гуин попросили назвать источники ее влияний, она ответила: 'Как только я научилась читать, я перечитала всю знаменитую фантастику: 'Алису в стране чудес', 'Ветер в ивах' и Киплинга. Я обожала 'Книгу джунглей' Киплинга. И затем, когда я стала старше, нашла Лорда Дансени. Он открыл целый новый мир – мир чистой фантастики…'

Она также осталась под впечатлением от романа 'Змей Уроборус', книг Айзека Азимова (Isaac Asimov) и Смита Кордвейнера (Cordwainer Smith). После прочтения 'Бульвара Альфа Ральфа' Кордвейнера, Урсула воскликнула: 'Ничего себе! Эта вещь такая прекрасная и такая странная, и я хочу сделать что-то подобное'. В середине 1950-х огромное влияние на нее оказал роман-эпопея 'Властелин колец' Толкина (J. R. R. Tolkien), но она не пошла по его стопам, а просто открыла для себя новые горизонты в творчестве.




© БиоЗвёзд.Ру