Главная Войти О сайте

Василий Белоликов

Василий Белоликов

Церковный историк, специалист по истории старообрядчества. Деятель обновленческого движения.
Дата рождения: 30.01.1887
Гражданство: Россия

Родился в семье священника. Брат — епископ Пимен (Белоликов). Жена — Елизавета Николаевна.

Окончил Кирилловское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию (1907), Киевскую духовную академию (1911) со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Литературная деятельность Блаженного Августина против раскола донатистов»). В 1911—1912 — профессорский стипендиат академии. Магистр богословия (1916, тема диссертации: «Инок Никодим Стародубский. Его жизнь и литературная деятельность»).

Был исполняющим должность доцента на кафедре истории и обличения русского раскола в Киевской духовной академии, с 1916 — доцент. Сфера научных интересов: проблемы раскола и старообрядчества, история церкви XVIII в. Занимался педагогической и научно-богословской деятельностью до самого закрытия академии в послереволюционные годы. Его магистерская диссертация посвящена истокам единоверия — направления в православной церкви, признающего официальную церковную власть и при этом сохраняющего «дониконовские» обряды. Главный персонаж диссертации, стародубский инок Никодим (1745—1784) первым среди старообрядцев пришёл к мысли о необходимости заимствования законного священства только от русской церкви и о соединении с нею через это заимствование.

В 1918 был арестован в Киеве петлюровцами, содержался в тюрьме 2 месяца, после чего был освобождён.

Присоединился к обновленческому движению и стал его активным участником, членом обновленческого Синода от мирян. Активный участник обновленческого собора 1923, на котором выступал с резкой критикой монашества. По данным авторов «Очерков по истории русской смуты» Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова,

этот талантливый и ученый человек отличался, однако, некоторой неуравновешенностью и страдал к тому же пристрастием к Бахусу. Под влиянием винных паров он порой совершал невероятные по своей эксцентричности поступки. Его выступление по вопросу о монашестве отличалось скорее экстравагантностью, чем убедительностью. На протяжении получаса он осыпал монахов грубой бранью, рассказывал самые ужасные вещи про киевских иноков, сам он был родом из Киева. [1]

Был хранителем и редактором произведений одного из его лидеров, обновленческого митрополита Александра Введенского. В 1924—1934 — профессор Московской богословской академии, организованной обновленцами. Преподавал также в Ленинградском богословском институте.

В 1925 был арестован и осужден на шесть месяцев лишения свободы по статье 72 УК РСФСР за контрреволюционные разговоры. В течение трех месяцев находился в ОГПУ, остальные три месяца работал на заводе Главхлопком в Ташкенте, после че го возвратился в Москву на прежнюю работу в обновленческий Синод. В 1934 порвал с обновленческим движением.

Работал управляющим делами Ногинского завода грампластинок. 28 апреля 1935 был арестован и осуждён к трём годам лишения свободы. Из следственного дела следует, что был секретным сотрудником ГПУ и арестован за «оглашение не подлежащих оглашению сведений». Наказание отбывал в Карлаге НКВД СССР (Карагандинская область), освобожден 31 января 1937.

После освобождения жил в городе Александрове. 29 сентября 1937 вновь арестован. Обвинён в том, что «возвратившись из ссылки возобновил свою контрреволюционную деятельность, группировал вокруг себя реакционную часть церковников, ставил перед собой задачу блокирования обновленческой церкви с Тихоновской преследуя цель объединения реакционных сил двух церковных течений для активной борьбы с советской властью». Приговорён к расстрелу. Был казнён на полигоне Бутово под Москвой.

© БиоЗвёзд.Ру