Главная Статьи Войти О сайте

Виктор Кульбак

Виктор Кульбак

Французский художник русского происхождения.

Имя: Виктор
Фамилия: Кульбак
Дата рождения: 12.03.1946
Гражданство: Франция



Виктор Кульбак был вторым ребенком в семье. Отец был военным летчиком, мать занималась детьми и домом. Именно она первая обратила внимание на любовь Виктора к рисованию и в один прекрасный день отвела его в школу при Академии Художеств, которая находилась по соседству, на Кропоткинской улице. Просмотрев работы и поговорив с мальчиком, директор предложил ему начать занятия с завтрашнего дня. Кульбак проучился в этой школе четыре года и до сих пор с благодарностью вспоминает о ней: «Нас учили ремеслу. Преподаватели у нас были из Академии Художеств, и методы обучения самые классические. От нас требовали только одного — точности. Это мне очень нравилось, и я учился с удовольствием. Лучшие работы регулярно вывешивались в специальной витрине на улице. Когда впервые там оказался мой рисунок, я был страшно горд и даже привел маму с сестрой, чтобы и они порадовались моим успехам. Можете представить их ужас, когда они увидели, что витрина разбита и мой рисунок — единственный из выставленных! — похищен. Я же, наоборот, был счастлив: это ведь был мой первый профессиональный успех».Завершив учение в художественной и в средней школах, Кульбак, понимая недостаточность школьного образования и следуя примеру старых мастеров, стал искать себе наставника. Посетив множество мастерских, он остановил свой выбор на одном из известных в ту пору художников, который показался ему наиболее интересным. Учение продолжалось недолго: в первый же день Кульбак с мэтром разругался и в гневе покинул студию. Причина была очень простая: мэтр учил своему стилю, своим эстетическим принципам, своему видению, а вовсе не тайнам ремесла, которыми сам владел в совершенстве.После этого случая Кульбак принимает самое, может быть, важное решение в своей жизни: учиться у старых мастеров, изучать их технику, анализировать эстетические принципы, пристально вглядываться в детали. Как и все начинающие художники он испытал различные влияния: Ван Гога, Сезана, Брейгеля… Но все это в конце концов закончилось обращением к периоду Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер, Ван Эйк, Меммлинг — вот настоящие учителя Кульбака. И здесь нужно говорить уже не о влиянии, а о преемственности, о продолжении традиции.Діана Петриненко - арія Мавки - Ой не журись (фрагмент) Присущие Кульбаку вспыльчивость и непримиримость, которые он неоднократно выказывал еще в школьные годы не могли не привести к конфликту с советской действительностью. То, что для Кульбака было важным и ценным, не укладывалось в скучные каноны официального искусства. И он, как и многие его современники, которых впоследствии стали называть художниками-нонконформистами, вынужден был зарабатывать на жизнь оформлением книг и иллюстрированных журналов, а над тем, что по-настоящему его интересовало, работал тайно, показывая работы лишь в узком кругу друзей. Власти же прикармливали только послушных, а несговорчивым и гордым приходилось туго. Даже материалы для работы (краски, кисти, холсты, карандаши) хорошего качества могли покупать только члены Союза художников в специальном ларьке, а все остальные «отоваривались» в магазинах для простого народа. Однажды Кульбак зашел в одно из таких заведений, чтобы купить зелёную краску. Продавщица посмотрела на него с нескрываемым удивлением: «Ишь чего захотел, лето на дворе, сейчас все зелень рисуют». «Значит, зимой у вас белой краски не будет?» — мрачно пошутил художник.Чтобы вступить в Союз художников, нужно было принять участие в двух официальных выставках.Отборочные комиссии, состоящие из партийных чиновников и правоверных художников, строго следили за тем, чтобы никаких отклонений от эстетических принципов социалистического реализма не было и преграждали дорогу каждому, кто пытался на эти прнципы посягнуть.Но вот в начале семидесятых годов, учитывая нарастающее в среде художественной молодёжи недовольство, власти пошли на такой шаг: начинающему художнику позволяли сделать выставку в каком-нибудь закрытом учреждении (например, Институте физики Академии Наук), куда без специального разрешения попасть было невозможно, и устраивали там обсуждение его работ. Разумеется, ситуа

цию контролировали представители КГБ и партком. Таких выставок у Кульбака было две, и обе они были запрещены и закрыты всего через два часа после начала по приказу свыше.

© БиоЗвёзд.Ру