Главная Войти О сайте

Владимир Антонович

Владимир Антонович

южнорусский историк

Учился в одесской 2-й гимназии (жил в пансионе Джидая, оказавшего благотворное влияние на его умственное развитие) и в Киевском университете, сначала на медицинском факультете (по окончании которого в 1854 году служил недолго врачом в Киевской губернии), потом на историко-филологическом. По окончании его (1860), одновременно с преподавательской (кратковременной) деятельностью в средних учебных заведениях, А. (под влиянием профессоров Максимовича и Иванишева ) посвятил себя учено-издательской работе в киевском центральном архиве и киевской археографической комиссии. Эта работа, продолжавшаяся почти всю его жизнь, стояла в тесной связи с его исторической научно-литературной деятельностью, доставившей ему сперва (1870) доцентуру в Киевский университет (после защиты магистерской диссертации: "Последние времена казачества на правой стороне Днепра"), а потом (1878) и ординарную профессуру (после защиты докторской диссертации: "Очерк истории великого княжества Литовского до смерти Ольгерда"). Профессором Киевского университета А. оставался до самой смерти своей (8 марта 1908 года), лишь за несколько лет перед тем прекратив чтение лекций. Он издал девять томов архива юго-западной России, содержащих в себе акты, относящиеся ко внутренней южнорусской жизни, по преимуществу к истории казачества, а также длинный ряд других источников южнорусской истории (отдельными изданиями и в исторических журналах). На основании по преимуществу им самим открытых материалов им написан целый ряд научных исследований, отличающихся новизной фактического материала, самостоятельностью общего научного построения и всегда присущим ему стремлением к уразумению основных культурных особенностей внутренней малорусской исторической жизни ("О происхождении шляхетских родов в юго-западной России", 1867 год; "О городах в юго-западном крае", 1869 год; "О крестьянах", 1870 год; "О промышленности юго-западного края в XVIII веке", 1874 год; "Об унии и состоянии православной церкви с половины XVII века до конца XVIII столетия", 1871 год; "О гайдамачестве", 1876 год и другие). А. отдавался также в сильной мере этнографическим и археологическим работам. Из этнографических работ его особенно известны: "Исторические песни малорусского народа" (изданные вместе с Драгомановым ), превзошедшие своей полнотой и тщательностью научной обработки все, что было о них дотоле напечатано, и "Акты о колдовстве" и основанное на них историческое исследование о нем. А. можно назвать отцом научной малороссийской археологии. Он совершил множество археологических экскурсий в разные области южной Руси, произвел множество археологических раскопок, на основании их составил целый ряд рефератов (для археологических съездов) и исследований о находящихся на южнорусской территории курганах, городищах, пещерах каменного века, скальных пещерах, произведениях бронзового века, монетных кладах и т. п. Предметом особого научно-исторического и археологического интереса был для А. Киев с его окрестностями. Археологический и нумизматический кабинеты Киевского университета трудами А. возведены в перворазрядные этого рода учреждения. Им же составлены археологические карты Киевской и Волынской губерний. Археологические данные А. стремился сделать существенно-важным источником для воспроизведения древнейшей нашей исторической жизни. Он обладал редкой способностью зажигать и поддерживать в своих университ етских учениках огонь высшего научного воодушевления. Его учениками еще на университетской скамье начата и потом написана история всех почти южно- и западнорусских земель, каждой в отдельности. Не менее десятка его учеников давно уже составили себе солидное научное имя. Научно-общественное влияние А. не ограничилось одними его ближайшими учениками. Хотя он не принадлежал к числу практических общественных деятелей, но на самой научной его работе, хотя и строго-объективной, живой общественный его интерес всегда заметно отражался. А. всегда был, особенно в среднюю, цветущую пору своей жизни, средоточием той части малорусской интеллигенции, у которой научное увлечение шло рука об руку с национальным. Это последнее

им понималось и признавалось как культурное по преимуществу, сообразно с теми киевскими кирилло-мефодиевскими идеями более раннего периода, под знаменем которых он первоначально выступил на научно-общественное поприще.

© БиоЗвёзд.Ру