Главная Войти О сайте

Владимир Ионченков

Владимир Ионченков

Заслуженный артист России, Заслуженный работник культуры РСФСР, Лауреат премии Московского комсомола, академик, вице-президент Академии народной музыки, художественный руководитель квартета «Московская балалайка»
Дата рождения: 02.06.1948
Гражданство: Россия

Родился 2 июля 1948 года в Москве. Отец - Ионченков Николай Васильевич (1924 г. рожд.), участник Великой Отечественной войны, полковник, военный инженер-строитель, кавалер боевых и трудовых наград. Мать - Ионченкова Галина Васильевна (1925 г. рожд.), ветеран Великой Отечественной войны (труженик тыла), работала главным бухгалтером МРТИ.

В 1961 году Владимир впервые познакомился с русским народным инструментом домрой – сначала в подмосковном пионерском лагере, а затем в детском оркестре при одном из московских ЖЭКов. Судьба будущего артиста определилась, когда он поступил в знаменитый детский Ансамбль песни и пляски Московского городского Дворца пионеров и школьников. Пять лет он играл в оркестре на домре, а в 1966 году по совету художественного руководителя В.С. Локтева и педагога В.С. Чунина поступил в Московский государственный институт культуры на дирижерско-оркестровое отделение и одновременно стал работать педагогом по классу домры в Ансамбле Дворца пионеров и школьников. После окончания вуза в 1970 году был оставлен в институте преподавателем по классу домры. Через 3 месяца призван в армию и стал солистом оркестра известного Ансамбля песни и пляски ПВО МО под руководством Народного артиста РСФСР Ф.А. Тупицына. С этим ансамблем гастролировал не только по России, но и за рубежом.

Демобилизовавшись в декабре 1971 года, В.Н. Ионченков вернулся в Ансамбль песни и пляски имени В.С. Локтева и одновременно начал играть в оркестре русских народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством В.И. Федосеева. В 1972 году по конкурсу поступил в Государственный академический русский народный оркестр имени Н.П. Осипова исполнителем на домре и проработал там 20 лет.

В это время Владимир стал проявлять разносторонние способности – организаторские, музыковедческие, журналистские. На протяжении многих лет был внештатным корреспондентом центральных радиостанций: «Юность», «Маяк», Московского радио. Написал несколько телесценариев. Печатался в журналах «Музыкальная жизнь», «Культура и жизнь», «Работница», «Ровесник», газетах «Советская культура», «Московский комсомолец», «Вечерняя Москва», «Советская Россия» и других. Его работы вошли в сборники издательства «Молодая гвардия».

С мая 1974 по май 1975 года, будучи солистом Московского молодежного оркестра русских народных инструментов под руководством Н.Н. Калинина, помогал руководству организовывать гастроли на ударных комсомольских стройках страны, поездки за рубеж. Как ведущий программ и музыковед провел цикл творческих встреч, концертов в ряде городов России не только с молодежным коллективом, но и оркестром имени Н.П. Осипова. На протяжении 1976 года являлся главным администратором Государственного академического русского народного оркестра имени Н.П. Осипова.

В. Ионченков выступил организатором имевших большой успех гастролей по России известных артистов, в том числе и зарубежных – например, Бориса Рубашкина (Австрия) по Поволжью и Уралу. На Всесоюзном радио музыкант записал несколько произведений на редком инструменте – домре меццо-сопрано в сопровождении гуслей звончатых Ю. Евтушенко.

В 1978 году вместе с ведущими солистами оркестра имени Н.П. Осипова Александром Горбачевым, Александром Корнетовым и Игорем Коноваловым создал квартет солистов оркестра имени Осипова, стал в нем руководителем, организатором всех гастролей, концертов.

Много лет спустя, в 1992 году, когда квартет объездил полмира, он выделился в самостоятельную творческую единицу. В Российском патентном бюро В. Ионченков зарегистрировал новое название коллектива – «Квартет «Московская балалайка» («Moscow Balalaika Quartet») - так его называли слушатели Южной Америки еще в 1982 году.

В честь «Московской балалайки» послы многих государств, видные политические деятели, чиновники различных рангов устраивали приемы на самом высшем уровне. Деятельность коллектива получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Коллектив обрел академический статус и широкую известность среди музыкантов.

В. Ионченков выступил с идеей проведения фестивалей «Музыкальная осень в Тушине» с участием корифеев вокального искусства, стал их художественном руководителем. Им организованы концерты в Лемешевской мемориальной зоне в Серебряном бору, где в первые годы почти все выступления солистов ГАБТа проходили в сопровождении квартета «Московская балалайка».

Впервые в истории инструментального искусства квартет русских народных инструментов «Московская балалайка» выступил под аккомпанемент БСО - Президентского Большого симфонического оркестра в Анкаре (Турция).

Не только в Москве и Подмосковье, но и в Литве, Египте, Норвегии с большим успехом были показаны программы, посвященные 200-летнему юбилею А.С. Пушкина. Русская духовная православная музыка в исполнении квартета «Московская балалайка» звучала во многих католических и протестантских соборах мира. Более чем в 40 городах юга Франции с большим успехом прошел музыкальный спектакль «Рождество в Провансе», составленный из старинных французских мелодий в обработке московских артистов. Летом 1999 года в норвежском городе Трендхайме прошел престижный традиционный музыкальный фестиваль «От молитвы до балалайки» в честь квартета «Московская балалайка». В 2001 году в Норвегии лучшим представлением сезона был признан спектакль знаменитого норвежского музыканта, барда, писателя Г. Люстрепа «Звезда с Востока, или Дева Мария в тайге», написанный по мотивам северных сказаний на русские народные мелодии. За право записаться в сопровождении квартета «Московская балалайка» и за участие в спектаклях боролись лучшие хоры и солисты-вокалисты Норвегии. В 2002-03 годах спектакль «Звезда с Востока» был показан во многих городах страны, а в день Рождества Христова транслировался по центральным каналам телевидения Норвегии. Компакт-диск с записями этого музыкального представления занял первую строчку в хит-параде 2002 года.

В феврале 2003 года концертами квартета «Московская балалайка» открылся Год Российской культуры в Германии (Берлин, Лейпциг, Дрезден, Денкендорф и др.).

Во время выступлений «Московской балалайки» слушатели многих стран (Сербия, Босния и Герцеговина - фестиваль «Зима в Сараеве», Венгрия, Вьетнам, Казахстан, Украина, Эстония, Сейшельские острова) словно заново открывали для себя Россию. Во время сольного концерта в Италии «Московскую балалайку» неоднократно вызывали и заставляли играть на бис в Большом зале Консерватории имени Дж. Верди в Милане.

Непреодолимая тяга к путешествиям, к познанию и созданию нового, нежелание топтаться на одном месте подтолкнули артиста к тесному сотрудничеству с другими музыкантами, такими же неутомимыми энтузиастами своего дела, как сам В. Ионченков. Руководитель привлекал к сотрудничеству с «Московской балалайкой» своих единомышленников - солистов оркестра имени Осипова балалаечников Игоря Сенина, Алексея Филиппова, Сергея Морозова, Дмитрия Шелудякова, баяниста Илью Куртева, контрабасистов Николая Костакова, Анатолия Марчука, Александра Четоева и других. Наиболее плодотворной оказалась дружба с баянистом Сергеем Хромовым, совместно с которым подготовлены и записаны несколько пластинок, компакт-дисков, ряд сочинений на Всероссийском радио. С. Хромов проявил себя не только как виртуоз-исполнитель, тонко чувствующий музыку, но и как способный автор переложений произведений, ряда обработок народных мелодий для квартета. С новыми программами ансамбль выступил в городах Сибири, Республики Коми, в Крыму, а также в Германии, Монголии, Великобритании…

В. Ионченков представлял русское инструментальное искусство более чем в 60 странах мира. Где бы он ни гастролировал, как бы ни менялся состав ансамбля, неизменным оставались творческий подход и высокий профессиональный уровень квартета.

В составе квартета В. Ионченков записал 13 грампластинок, выпустил в США магнитоальбом. Записями аккомпанементов популярных песен на фирме грамзаписи «Мелодия» ансамбль под руководством В. Ионченкова открыл новую серию «Минус один». Сегодня фонотека квартета насчитывает более 40 компакт-дисков, выпущенных на протяжении последних 10 лет. Это инструментальная музыка, аккомпанементы таким выдающимся солистам, как А. Эйзен, А. Соловьяненко, А. Ведерников, Б. Тулегенова, Л. Сметанников, Л. Серебренников, В. Пономарева, Р. Ибрагимов, В. Барынин, Б. Киров, Л. Нам, Е. Школьникова, Н. Высотина, В. Готовцева, Л. Илларионова, В. Михайлова, В. Шость, В. Герц и др.

Среди ансамблей русских народных инструментов квартет под руководством В. Ионченкова является рекордсменом по количеству записанных и выпущенных компакт-диском и грампластинок. Рекорд зафиксирован Российским комитетом по регистрации рекордов планеты и отражен на страницах российского издания книги «Рекорды планеты» (2-й выпуск).

В. Ионченков является автором проектов, продюсером не только компакт-дисков квартета «Московская балалайка», но и уникальной серии «Российское созвездие».

В.Н. Ионченков - Заслуженный артист России, Заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премии Московского комсомола, дипломант Всесоюзных и Всероссийских конкурсов. Он избран академиком, вице-президентом Академии народной м узыки, членом совета Центра духовного и нравственного объединения «Будущее», членом совета Фонда поддержки творческой личности (ФПТЛ), членом Общественного совета культурного центра МВД России, членом Комитета памяти Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, а так же почетным членом Московского Ротари-клуба.

Автор книги «Серебряные струны» (2002).

Свободного времени у Владимира Николаевича почти нет: концерты, гастроли, переговоры, встречи с интересными людьми. В редкие минуты отдыха занимается фотографией, снимает видеофильмы. Собрал уникальный материал по истории русского искусства. В разные годы увлекался многим: был инструктором по выпиливанию и выжиганию, радиолюбителем. Имеет второй разряд по плаванию, лыжам, стрельбе. Любит хорошую музыку в различных жанрах, так как считает, что «каждому времени - своя музыка». Смысл жизни Владимир Николаевич видит в том, чтобы жить в помощь людям.

Живет и работает в Москве.

© БиоЗвёзд.Ру