Главная Войти О сайте

Яков Кутихин

Яков Кутихин

Летчик - истребитель.
Гражданство: Россия

Лётчик - истребитель. Участник Великой Отечественной войны. Командовал 247-м истребительным авиационным полком ( позднее ставшим 156-м Гвардейским ).

В 1941 - 1942 годах лётчики полка сражались в Крыму. Летом 1942 года - на Керченском полуострове, входя в состав 203-й ИАД. В 1943 году полк принимал участие в боях под Курском, действуя на Степном фронте. Впоследствии нёс службу на 1-м и 2-м Украинском фронтах. В начале 1944 года участвовал в боях за Днепр, Днест, Молдавию. Весной - летом 1944 года участвовал как в Яссо - Кишинёвской, так и в Львовско - Сандомирской операциях. Затем действовал в Польше и Восточной Пруссии.

За период войны Яков Назарович сбил 8 самолётов противника лично и 4 ( по другим источникам - 2 ) в группе с товарищами.

Послее войны Полковник Я. Н. Кутихин командовал авиационной дивизией. После окончания Военной академии Генерального штаба, занимал различные командные должности.

* * *

Летом 1942 года лётчики 247-го ИАП отважно сражались в небе Крыма. Вот что пишет в своих воспоминаниях известный советский лётчик - истребитель Герой Советского Союза Константин Дмитриевич Денисов в книге "Под нами - Чёрное море":

"К лету 1942 года произошли коренные изменения на Крымском фронте. Враг, перейдя в наступление, 18 Мая ворвался в Керч, а на следующий день полностью овладел и Керченским полуостровом. Севастопольцы остались в Крыму одни... В условиях нарастающей активности авиации противника увеличилась и напряжённость в работе нашей истребительной авиации. Всё ощутимее стали потери, а пополнение поступало лишь периодически, причём одновременно не более эскадрильи.

28 Мая я получил задание в ночь на 29-е вылететь на гидросамолёте в Геленджик и на следующий день привести из Анапы на Херсонес 247-й истребительный авиаполк из состава 5-й Воздушной армии. Можно представить нашу радость: получаем целый полк, да ещё и на современных истребителях ! Но, как потом выяснилось, в полку - то насчитывалось всего 10 Як-1, причём ни один лётчик никогда не летал над морем и не участвовал в боях над ним. Когда я объявил в полку маршрут их перелёта, некоторые пилоты заметно "скисли". Вот тут - то и выручил командир, слово и пример которого всегда имеют в авиации особое значение.

Майор Я. Н. Кутихин подбодрил подчинённых, сказав, что полёты над морем доверяют только мужественным и надёжным пилотам и таким доверием нужно гордиться.

- Я сам поведу вас вслед за лидером, - заявил он, как бы ставя точку в разговоре. И возникшее было у лётчиков напряжение словно растаяло. Забегая вперёд, хотелось бы добавить, что командир полка был неразлучен со своими лётчиками почти до самого конца обороны Севастополя и очень многое сделал для того, чтобы его подчинённые быстро вошли в боевой строй. Воевали они хорошо...

К утру 25 Июля 1942 года в 3-й особой авиагруппе ВВС Черноморского флота осталось всего 32 исправных самолёта разных типов. Поэтому было решено весь личный состав 6-го Гвардейского, 247-го истребительных авиационных полков и неко торых эскадрилий отправить на Кавказ. Оставшиеся самолёты были переданы 9-му полку, а 4 машины Як-1 достались 45-му ИАП.

Войска Севастопольского оборонительного района и авиаторы - черноморцы остались навсегда благодарны воинам 247-го и 45-го истребительных авиационных полков 5-й Воздушной армии, которые оказали им помощь в тяжёлое время. Первый из них сбил в воздушных боях 10, а второй - 25 самолётов противника. Почти все лётчики этих полков, воевавшие в составе 3-й особой авиагруппы, награждены боевыми орденами".

А вот что пишет в своих воспоминаниях дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин в книге "Небо Истребителя":

"Яша был хорошим лётчиком - истребителем, и ему немало довелось повоевать с фашиставми в минувшей войне. Этот душевный, трудолюбивый и честный человек прибыл в академию с должности командира истребительной дивизии, был опытен, поэтому получал только отличные и хорошие оценки".

© БиоЗвёзд.Ру