Главная Войти О сайте

Яков Шушерин

Яков Шушерин

Русский актёр

Сын бедного судейского чиновника, в молодости был писарем.

С 1772 работал в труппе М. Гроти, к концу 70-х гг. Шушерин уже вырос до следующих амплуа: играл роли вторых, а иногда и первых любовников в комедиях и комических операх — Филимон («Мельник, колдун, обманщик и сват» Аблесимова, муз.обработка Соколовского, 1779), Виктор (комическая опера «Анюта» Попова) и др.

Работа в театре дала возможность познакомиться с профессионалами в области сценического искусства, купцом Кукуевым, Померанцевым и Плавильщиковым, а с начала 80-х годов его советником и доброжелателем сделался известный ученик Дмитревского, умный и опытный Лапин.

С 1780 г. вместе с московской труппой стал играть в новом Петровском театре Майкла (Михайлы) Медокса, там он впервые выступил в амплуа трагика. Роли: Хорев — трагедия «Хорев», Трувор — трагедия «Синав и Трувор», Ростислав — «Семира» Сумарокова), Владисан — трагедия «Владисан», Росслав («Росслав»), Ярб («Дидона» Княжнина). К этому времени актер полностью усвоил классицистское направление в исполнении трагедий. 20 января 1779 года впервые поставлена была знаменитая комическая опера Аблесимова с народной музыкой в обработке Соколовского «Мельник колдун, обманщик и сват» — Шушерин играл роль Филимона.

В 1782 г. Шушерин и Плавильщиков были приглашены на Петербургскую придворную сцену, однако Шушерин не сумел договориться с Дмитревским по условиям и остался в Москве в частном Петровском театре Михаила Георгиевича (Майкла) Медокса. Через четыре года Дмитревский вновь пригласил Шушерина. И в марте 1786 Шушерин перешел на службу на петербургскую императорскую сцену, продолжая амплуа трагика с жалованьем 700 рублей. Перед петербургской публикой он впервые появился в ролях графа Аппаиани в «Эмилии Галотти» и Ярба в «Дидоне» Княжнина. Успех был абсолютным, и петербургская жизнь стала налаживаться.

24 декабря 1787 г. за удачную игру в комедии «Расстроенная игра», написанной самой Императрицей, Шушерин удостоился внимания и похвалы самой государыни. В 1789 г. ему предназначалась главная роль в трагедии Княжнина «Вадим», а в начале 90-х гг. в пьесе Екатерины II «Начальное управление Олега».

К 1791 г. слава Шушерина возросла, и вместе с Плавильщиковым он потребовал прибавки. Но князь Юсупов, бывший в это время директором придворного театра, старался уменьшить расходы на театр, и поэтому отказал им. Те подали в отставку и решили переехать в Москву[2]. Обиженный Шушерин гордо покинул Петербург, отправившись в свой родной город. Но ус троиться в Москве в театр ему не удалось, и он возвратился на службу в Дирекцию Петербургских театров..

В 1793 г. он все-таки вновь вернулся в московскую труппу, где прослужил до 1800. В этот период в его репертуар входили роли из пьес сентименталистского направления (так называемые мещанские драмы и «слёзные комедии»): негр-слуга Ксури — пьеса «Попугай», и Мейнау — «Ненависть к людям и раскаяние», Фриц («Сын любви»), барон Цидерштрем («Бедность и благородство души») — все пьесы Коцебу), граф Кларандон («Евгения» Бомарше), Игрок («Преступник от любви, или Братом проданная сестра» Ефимьева) и др.

Значение творчества

Имя Якова Емельяновича Шушерина стоит в одном ряду с выдающимися русскими артистами, оставившими свои имена в истории русского театра. Он, став одним из зачинателей русского театра, ввел театральные новшества, которые сегодня не подлежат сомнениям и являются неукоснительными театральными правилами.

© БиоЗвёзд.Ру