Главная Войти О сайте

Ян ван Гойен

Ян ван Гойен

голландский живописец-пейзажист
В зрелый период (с 1640-х гг.) писал выдержанные в коричневато-сером тоне виды окутанных влажным воздухом, медленно текущих рек и каналов, с городами и селениями на низких берегах, под бескрайним небом, занимающим две трети картины («Река Маас близ Дордрехта», 1643, «Вид на реке Маас», 1645,— оба Эрмитаж, Ленинград; «Устье реки», 1655, Маурицхёйс, Гаага). Один из создателей реалистической голландской пейзажной живописи 17 в.; занимался также офортом.

Ян ван Гойен первым из голландских пейзажистов понял, что именно воздух придает земле, раскинувшейся под небесным сводом, мрачную красоту. Он избегал ярких красок, и ценители его искусства позже полагали, что приглушенные тона на его картинах появились из-за того, что краски выцвели на солнце. Однако спокойная палитра, отсутствие цветовых контрастов были неотъемлемыми чертами манеры живописца. Ван Гойен резко ограничил цветовую гамму оттенками серого, коричневого, черного и белого. Здесь только спокойный желтый цвет песчаных дюн слегка контрастирует с тускло-коричневым тоном равнинного голландского ландшафта. Главная роль на картине принадлежит небу. И снова ван Гойен создает необходимый эффект через очень тонкие переходы серых тонов. В светлых местах из-под краски словно льется свет, а большую часть площади картины занимают темно-серые и черные участки различной плотности. Самый заметный объект здесь — конечно же мельница, которую слева уравновешивает небольшая черная фигурка рыболова. Деятельности человека на этом морском пейзаже почти не заметно; только использование художником бесконечного числа тонких оттенков делает картину такой привлекательной

© БиоЗвёзд.Ру