Главная Войти О сайте

Ярмила Новотна

Ярмила Новотна

Чешское сопрано и актриса
Дата рождения: 23.09.1907
Будущая звезда оперной сцены родилась 23 сентября 1907 года в Праге (Prague). Она была ученицей Эмми Дестинн (Emmy Destinn) и дебютировала в Пражской опере (Prague Opera House) 28 июня1925 года с партией Марженки (Mařenka) в опере Бедржиха Сметаны (Bedřich Smetana) 'Проданная невеста' (Prodaná nevěsta). Шесть дней спустя на той же сцене Ярмила спела Виолетту (Violetta) в вердиевской 'Травиате' (La traviata). В следующем году в Вероне (Verona) Новотна пела Джильду в 'Риголетто (Rigoletto) вместе с итальянским тенором Джакомо Лаури-Вольпи (Giacomo Lauri-Volpi) и выступила в неаполитанском театре Сан-Карло (Teatro San Carlo) в роли Адины (Adina) в 'Любовном напитке' (L'elisir d'amore) с прославленным Тито Скипа (Tito Schipa).

В 1929 Новотна стала артисткой Кролль-оперы (Krolloper) в Берлине (Berlin), где снова пела Виолетту, а также главные партии в 'Манон Леско' (Manon Lescaut) и 'Мадам Баттерфляй' (Madama Butterfly) Пуччини (Puccini).

В январе 1933 молодая певица стала первой исполнительницей главной женской роли в новой оперетте Яромира Вайнберга (Jaromir Weinberger) под названием 'Frühlingsstürme' в театре на Адмиралспаласт (Admiralspalast), причем ее партнером по оперетте выступил знаменитый в ту пору артист Рихард Таубер (Richard Tauber), прозванный 'австрийским Карузо'. Это была последняя новая оперетта, поставленная в Веймарской республике (Weimar Republic), и вскоре и Ярмила Новотна, и Рихард Таубер были вынуждены покинуть Германию (Germany) под давлением нацистского режима.

В 1934 она уехала из Берлина в Вену (Vienna), где снова вместе с Таубером участвовала в премьерной постановке последней оперетты Франца Легара (Franz Lehár), 'Джудитты' (Giuditta), исполнив главную роль. Огромный успех певицы в этой роли привел к контракту с Венской государственной оперой (Vienna State Opera), которая наградила Ярмилу почетным званием каммерзенгерин. До аншлюса Новотна и Таубер успели вместе спеть в 'Проданной невесте' и 'Мадам Баттерфляй', после чего их пути разошлись.

В 1937 на Зальцбургском фестивале (Salzburg Festival) Ярмила спела Памину (Pamina) в моцартовской 'Волшебной флейте' (Die Zauberflöte) под управлением Артуро Тосканини (Arturo Toscanini). В оркестровой яме сидел тогда молодой Георг Шолти (Georg Solti), игравший на колокольчиках.

Наконец, 5 января 1940 года состоялся дебют чешского сопрано в МЕТ, в роли Мими (Mimí) в пуччиниевской 'Богеме' (La bohème). В нью-йоркском театре Новотна спела 12 других партий: Эвридику (Euridice), Виолетту, Керубино (Cherubino), Манон (Manon), Марженку, Донну Эльвиру (Donna Elvira), Памину, Октавиана (Octavian), Антонию (Antonia), Фрейю (Freia), Мелизанду (Mélisande) и князя Орловского (Prince Orlofsky) в 'Летучей мыши' (Die Fledermaus). Князь Орловский стал ее прощальным выступлением в МЕТ 15 января 1956 года. В общей сложности Новотна дала на сцене МЕТ 208 представлений, и 103 из них были исполнением партий князя Орловского, Керубино и Октавиана.

Певица сыграла в нескольких фильмах, включая экранизацию 'Проданной невесты' режиссера Макса Офюльса (Max Ophüls) в 1932 году. В 1948 исполнение главной роли в послевоенной драме 'Поиск' (The Search) режиссера Фреда Циннемана (Fred Zinnemann), в которой Новотна сыграла вместе с восходящей кинозвездой Монтгомери Клифтом (Montgomery Clift), принесла ей восторженные отзывы критиков. В 'Поиске' ее героиней стала чешка по имени Ханна Малик (Hanna Malik), пережившая Освенцим (Auschwitz) и разыскивающая своего сына. В 1951 она снялась в фильме 'Великий Карузо' (The Great Caruso), после чего продолжала работать в сериалах и телевизионных фильмах. Последней работой Новотны в кино стал в 1958 году телефильм 'Серебряные коньки' (Hans Brinker and the Silver Skates), экранизация романа Мэри Мэйпс Додж (Mary Mapes Dodge).

Ярмила Новотна прожила долгую жизнь и умерла в Нью-Йорке (New York City) 9 февраля 1994 года.

© БиоЗвёзд.Ру