Главная Войти О сайте

Ясир Арафат

Ясир Арафат

Лидер Организации Освобождения Палестины (ООП)
Дата рождения: 21.03.1929

Его невысокая полная фигура, полувоенный френч, трехдневная щетина и клетчатая "куфия" (национальный платок) на лысой голове, повторяющая контуры Палестины, давно известны во всем мире. А сам он вызывает у людей далеко не однозначные чувства.

Для одних он - "миротворец", для других - "террорист". Даже среди палестинцев о нем нет единого мнения: кто-то считает его "вождем", кто-то "предателем".

Больше того, председателю Исполкома Организации освобождения Палестины, руководителю одной из составляющих ООП - организации ФАТХ, главнокомандующему палестинскими вооруженными силами, главе Палестинской национальной администрации, президенту Государства Палестина Ясиру Арафату уже не однажды предсказывали политический крах. Но всякий раз он выходил из, казалось бы, самых безвыходных ситуаций. Да еще приумножал свой авторитет.

Как удается ему три с лишним десятилетия оставаться палестинцем ©1? Для многих (а быть может, для всех) - это до сих пор неразгаданная загадка...

* * *

Его полное и известное только специалистам имя - Мухаммед Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни. В молодости он изменил его на нынешнее - Ясир Арафат. Сделано это было с определенной целью: он не хотел, чтобы его как-то связывали с командующим палестинскими силами Абдель Кадером аль-Хусейни, на которого возложили ответственность за поражение арабов в первой войне против израильтян. Дело в том, что Арафат после окончания лицея работал личным секретарем Абделя аль-Хусейни.

Следует подчеркнуть, что биография лидера ООП так же противоречива и спорна, как и его политические взгляды. До конца неизвестна даже точная дата и место его рождения.

Если верить официальным документам, то Арафат родился 24 августа 1929 года в Каире в богатой мусульманской семье. Сам палестинский лидер не раз заявлял, что появился на свет 4 августа того же года в Иерусалиме.

Сподвижники объясняют такое несоответствие по-разному. Одни говорят, что Арафат, называя местом рождения Иерусалим, как бы хочет теснее "сродниться" с этим городом, который он и его соплеменники мечтают сделать столицей независимого палестинского государства. Другие высказывали более прозаическую причину: родившегося в Иерусалиме мальчика отец с матерью зарегистрировали в Каире, что открывало возможность учиться и работать в Египте.

Так где же родился лидер ООП?

Многие факты указывают на то, что Арафат родился все же не в Иерусалиме, как он заявил журналу "Плейбой", и не в Газе, Акко или Цфате, как он говорил в других интервью, а в Каире. Его отец Абдель Рауф Арафат, землевладелец из Газы, и мать - Захва Абу Сауд, принадлежавшая к знатному иерусалимскому клану, чьи корни восходили к семье пророка Мухаммеда, в 1927 году переселились в Египет. Когда Арафату (шестому по счету ребенку в семье) исполнилось четыре года, родился еще брат - Фатхи, а мать внезапно скончалась. Тяжело перенесший потерю отец отправил двух малышей в Иерусалим к их дяде (брату жены) Салиму Абу Сауду.

Семья, в которой воспитывался будущий палестинский лидер, была тесно связана с националистическими кругами. В дом Салима Абу Сауда частенько наведывались видные деятели мусульманской общины и вели политические беседы. Арафат часто вспоминает ту ночь, когда в дом ворвались английские солдаты и принялись избивать всех подряд.

- Мне тогда было семь лет, а Фатхи совсем маленький. Нас они не тронули, а дядю арестовали и куда-то увели.

Шесть лет спустя отец, женившись вторично, а потом и в третий раз, вызвал братьев к себе в Каир. Во время второй мировой войны столица Египта напоминала бурлящий котел, в котором кипели политические страсти, сталкивались различные мировоззрения и взгляды. В те годы основными тенденциями, повлиявшими на жизненную позицию Арафата, были арабский патриотизм и национализм.

Эти два фактора наложились на уверенность будущего палестинского лидера в том, что важнейший залог успеха на политическом, да и любом другом поприще - хорошее образование. Когда пришло время, Арафат подал заявление в Техасский университет на инженерный факультет, но государственный департамент США отказал ему в визе.

К тому времени он уже был замечен как участник борьбы между палестинцами и созданным государством Израиль. Поэтому он поступил в Каирский университет. В 1948 году, когда началась первая арабо-израильская война, он оставил занятия и отправился сражаться против израильтян.

После жестокого поражения в той войне он ненадолго перебирается в сектор Газа, который оказался в руках Египта. В 1950 году возвращается в Каир, чтобы продолжить учебу на инженерном факультете. Здесь встречает своих будущих соратников по борьбе, вместе с ними участвует в операциях против англичан.

По свидетельству однокашников, Арафат очень болезненно воспринял поражение арабов в войне с Израилем. В студенческих спорах он называл ошибкой отказ арабских стран от раздела Палестины в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Судя по всему, именно тогда у него зародилась мысль о том, что палестинцы должны сами позаботиться о своей судьбе, а не ждать, когда за них это сделают "братья арабы".

В 1952 году Арафат, создает Союз палестинских студентов в Египте и избирается его председателем. Судя по тому, что его учеба продолжалась восемь лет (вместо трех), можно с уверенностью сказать, что на первом плане были дела союза. Энергичный, волевой и выносливый, он не только участвовал в политических дискуссиях, но и активно осваивал военное дело. Со временем он даже получил диплом офицера - в этом помогло решение родителей о регистрации его рождения в Египте. А в 1956 году, когда англо-франко-израильские силы рвались к национализированному Насером Суэцкому каналу, лейтенант Арафат уже командовал отрядом подрывников в составе палестинских формирований.

Год спустя после окончания университета он уезжает в Кувейт, где к тому времени сложилась процветающая палестинская община. Там вместе с партнерами создает три строительные фирмы, которые приносят хорошие доходы.

- Я не был миллионером, - признается Арафат позднее. - Но я был богат...

Кстати сказать, он никогда не брал и до сих пор не берет денег из кассы ООП.

Одновременно со строительным бизнесом Арафат активно налаживает политические связи. Тогда же и сложилось ядро той, поначалу небольшой организации, с которой будет связана его карьера и жизнь. Речь идет о "Движении палестинского освобождения", которое он возглавил в 1959 году.

Любопытная деталь. Аббревиатура этого названия оказалась похожей на арабское слово "гибель". Как быть? Арафат решил эту проблему: он предложил поменять местами буквы. Получилось известное - ФАТХ, что в переводе с арабского означает "открытие, завоевание, победа".

Тогда же он взял себе подпольный псевдоним - Абу Аммар. Многие тогдашние палестинские лидеры призывали арабов к единству, чтобы "сбросить евреев в море" и создать на освободившемся пространстве независимое палестинское государство. Арафат и его сподвижники выдвинули принципиально новую программу. Ее главный принцип - "освобождение Палестины - это прежде всего дело самих палестинцев".

- Не арабское единство - путь к Палестине, - подчеркивал тогда и повторяет сейчас лидер ООП, - а Палестина - путь к арабскому единству.

Добиться этого, как считали руководители ФАТХа, можно только "вооруженной партизанской борьбой против Израиля". Рост популярности ФАТХа, влияние на палестинские массы не могли не насторожить некоторых арабских лидеров. Желая постоянно держать палестинцев на "коротком поводке", главы арабских режимов, собравшиеся в 1964 году на встречу в верхах в Каире, создали Организацию освобождения Палестины.

Арафат расценил этот шаг как попытку подмять под себя палестинцев. Чтобы сохранить ФАТХ как боевую независимую организацию, следовало дать решительный ответ, заявить о себе делами, причем ни у кого не спрашивая разрешения. Проведенная бойцами ФАТХа 1 января 1965 года первая партизанская операция на территории Израиля вошла в историю как начало палестинского движения сопротивления.

Поражение арабов в "шестидневной войне" в июне 1967 года лишний раз убедило Арафата и его сторонников в том, что надо полагаться на собственные силы и самим бороться за освобождение Палестины. С этого момента "фатховцы" активизировали боевые операции на оккупированных территориях и превратились из немногочисленной организации в ведущую военно-политическую силу.

21 мая 1968 года Арафат принимает участие в сражении под местечком Караме (Иордания), где небольшой отряд палестинцев успешно противостоял регулярной израильской армии. В ожесточенном бою были убиты 29 израильтян, уничтожены 4 танка и 4 бронетранспортера.

Победа в этом бою еще больше укрепила авторитет главы ФАТХа. Название его движения уже не сходит со страниц мировой прессы. В феврале 1969 года национальный совет Палестины (парламент в изгнании) избирает Арафата председателем Исполкома ООП. А еще через год он становится главнокомандующим силами палестинской революции. Теперь его принимают на высшем уровне все арабские страны.

Но, пожалуй, переломным годом для ООП и, естественно, Арафата стал 1974-й. Тогда была принята новая политическая программа, которая призывала бороться за создание палестинского государства "не вместо, а наряду с Израилем", то есть на оккупированной территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа. Арафат выступил на Генеральной Ассамблее ООН и предложил Израилю оливковую ветвь мира. После этого ООП признали более ста государств, а ее лидер стал центральной фигурой на ближневосточной политической сцене.

Но впереди Арафата ожидали серьезные испытания. Самое суровое - вторжение Израиля в июне 1982 года в Ливан, где размещалась штаб-квартира ООП.

В эти дни я в качестве корреспондента "Литературной газеты" находился в осажденной ливанской столице, не раз встречался с Абу Аммаром и могу засвидетельствовать: лидер ООП ни на минуту не терял присутствия духа, уверенности. Он не дрогнул, умело руководил палестинцами. И уходил из Бейрута со своими бойцами организованно, с оружием в руках и национальными флагами. Что бы ни говорили его оппоненты, я убежден, что решение Арафата покинуть окруженный израильтянами город было единственно верным - он сохранил людей для будущей борьбы.

Не были для него безоблачными и годы в послебейрутский период, хотя в апреле 1987 года Арафат переизбирается председателем Исполкома ООП. Через два года - президентом Государства Палестина, провозглашенного в ночь на 15 ноября 1988 года. И, наконец, 4 мая 1994 года он подписывает в Каире соглашение с Израилем о введении автономии на части оккупированных территорий - в секторе Газа и в районе Иерихона, что приоткрыло плотно закрытую дверь к миру на Ближнем Востоке.

Что же помогает палестинцу N1 сохранять свое лидерство?

Ответ, пожалуй, заключается в качествах, делающих его не только личностью, но и вождем. Если о многих политических деятелях можно сказать, что они "преданы национальной идее", то у Арафата эта преданность супергипертрофирована. Она выражается не только в том, что он посвятил ей всю свою жизнь, но и в его удивительной осведомленности, в глубоком понимании того, что происходит на Ближнем Востоке. Чтобы постоянно быть в курсе событий, он создал специальные группы, которые 24 часа в сутки снабжают его информацией о положении дел на местах.

Во всех своих контактах Абу Аммар старается создать атмосферу сердечности и доверия. При этом всякий раз выясняется, что он знает если не отца, то деда или соседа своего собеседника. Среди палестинцев эта система надежно работает.

Он прямой и обаятельный человек, полный очарования, наполовину - рассчитанного, наполовину - естественного.

Следует особо подчеркнуть аскетический образ жизни, который ведет лидер ООП. В то время как большинство его сподвижников обзаводились семьями, он оставался холостяком.

- Моя жена - палестинская революция... - любил повторять он журналистам.

Однако в 1992 году в 63-летнем возрасте Арафат "изменил" своей единственной любви - палестинской революции и женился на 28-летней красавице Сухе Тауиль, своей советнице по экономическим вопросам. Ради любви православная христианка Суха даже приняла исламскую веру и перешагнула через 35 лет разницы в возрасте.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что поженились они еще в ноябре 1989 года, но хранили этот факт в тайне, пока он не стал достоянием вездесущих журналистов. О свадьбе Арафата и Сухи знали лишь ближайшие соратники, но предпочитали не распространяться о личной жизни своего лидера.

Те же журналисты "раскопали" данные, свидетельствующие о том, что Суха - это вторая жена Арафата. Его первая супруга - Наджла Ясин, о существовании которой мало кто знал даже среди палестинцев и с которой лидер ООП так и не зарегистрировал официально свои отношения. Наджла, известна больше под псевдонимом Умм-Наср.

В интервью израильской газете "Гаарец" она поведала, что познакомилась с Абу Аммаром еще в 1966 году и знала его по совместной деятельности в ФАТХ.

- Мы были долгие годы неразлучны, - рассказала Наджла. - Я была единственной, кто по-настоящему понимал его. Знала, что раздражает и веселит его, что заботит и радует. Я понимала его до конца...

По словам бывшей жены Арафата, с 1972 по 1985 год она являлась его личным секретарем. До этого канцелярии как таковой у лидера ООП не было.

- Абу Аммар доверял мне все свои тайны, - утверждает Наджла. - Я знала все и обо всем до мельчайших подробностей и помогала мужу, чем могла.

В 1985 году Наджла и Арафат расстались. Рассказывают, что это произошло так. Советники пришли к нему в кабинет и заявили, что жена мешает ему руководить палестинской национально-освободительной борьбой. Абу Аммар, не колеблясь, выбросил "княжну" за борт челна своей жизни.

К браку Арафата его бывшая супруга относится сдержанно.

- Это его личное дело, - считает она. - Но я думаю, что он не забыл меня.

В 1995 году лидер ООП стал отцом. Кроме того, в семье воспитываются еще 12 палестинских ребятишек, усыновленных Арафатом еще до женитьбы.

Соратники Абу Аммара подтверждают, что даже сейчас, после женитьбы, у него нет собственного дома, имущества, хотя он контролирует финансы ФАТХ и ООП. Его одежда - это два-три комплекта полувоенной формы и неизменная клетчатая "куфия". Все получаемые им подарки он, не вскрывая, отдает своим сотрудникам.

Еда его также не интересует. На работе ест то, что готовят его помощники. Куриный бульон, рис, сэндвичи, овощи, а на десерт - халва и чай. Причем он любит приглашать на эти трапезы тех, кто в данный момент находится в приемной. Он не курит, не употребляет спиртного.

Такой образ жизни - это своего рода ключ к власти над людьми. Думаю, что Арафат умело пользуется тем, что его сподвижники не хотят отказываться от жизненных благ и удовольствий. Не исключено, что он даже поощряет или делает вид, что не замечает "шалостей" своего окружения.

Арафат не занимается спортом, если не считать нескольких упражнений по утрам. Не читает книг, не слушает музыки, не посещает театры или музеи. Лишь в поездках, находясь в своем самолете, смотрит мультфильмы. Его любимой мультяшкой является "Том и Джери", поскольку мышь всегда оказывается победительницей.

Абу Аммар мастер символики. Не будучи особенно похож на солдата, он выбрал для своего повседневного костюма материал военного цвета "хаки" и постоянно носит на поясе кобуру. Клетчатый платок-куфия выделяет его в толпе, что, может быть, опасно для человека, живущего в столь сложных условиях, но ценно, когда речь идет об утверждении имиджа. Головной убор не имел особого значения, пока Арафат не начал носить его так, как носили в подмандатной Палестине. Вскоре этот головной убор стал эмблемой палестинской принадлежности.

* * *

Многие арабские лидеры (в их числе король Иордании Хусейн и президент Сирии Хафез Асад) не раз обвиняли Арафата в обмане и предательстве, предупреждали, что на него "нельзя полагаться". Подобные обвинения против лидера ООП звучали и в Израиле.

Дело в том, что он сделал ряд заявлений, противоречивших подписанному в Каире израильско-палестинскому соглашению. Выступая перед мусульманами в мечети Йоханнесбурга, он призвал к "джихаду" ("священной войне") за освобождение Иерусалима. При этом заверил слушателей, что соглашение, которое он заключил с Израилем, подобно договору пророка Мухаммеда с племенем курейшитов. И дал понять, что если пророк два года спустя нарушил договор, то и он, Арафат, способен пойти на такой же шаг.

Трудно сказать, с какой целью лидер ООП сделал эти заявления и тем самым взбудоражил израильскую общественность. Допускаю, что он, пойдя на слишком большие уступки Израилю, хотел таким образом ублажить мусульман и успокоить палестинцев. Поэтому его слова можно считать тактическим ходом. Впрочем, не эти ли ходы помогают ему сохранять лидерство?

За все эти годы убить Абу Аммара пытались чаще, чем любого другого политического деятеля. Причем в первую очередь израильские спецслужбы. Так, например, когда в 1982 году палестинцы покидали Бейрут, израильские снайперы держали в перекрестье прицела знаменитую клетчатую "куфию". Но были вынуждены повиноваться приказу "Арафата не трогать!"

Позднее, в 1985 году, они могли похоронить его под руинами во время налета израильской авиации на Тунис, в результате которого погибли 73 человека. Но лидер ООП в тот злополучный день не работал, как обычно, допоздна.

Теперь же лидеры Израиля хотят, чтобы он оставался живым, ибо для них он, и только он, - гарант мирного сосуществования. Но зато сегодня убить Арафата намерены уже палестинские экстремисты, которые рассчитывают вместе с ним похоронить и мирный процесс. Вот почему он не ночует в одном месте два раза подряд, постоянно меняет маршруты передвижения.

- Только я знаю, где буду на следующий день, - признается лидер ООП. - Указания отдаю, лишь когда сажусь в машину.

Бытует мнение, что у Арафата есть ангел-хранитель. Достаточно вспомнить, в каких перипетиях он оказывался за тридцать с лишним лет военно-политической карьеры. Его не сломил "черный сентябрь" 70-го, когда в ходе конфликта с Иорданией палестинцы были вытеснены из этой страны. Он уберег ООП от развала и после поражения в Ливане, где до 1982 года действовала мощная инфрастуктура организации. Пережил он в 1992 году и авиакатастрофу в ливийской пустыне Сахара, где в ожидании помощи провел 13 часов, помогая товарищам согреться и отгоняя диких животных.

Кстати сказать, тогда жизнь Арафату и его команде спас... израильский радиолюбитель. Он поймал посылаемые экипажем сигналы бедствия и позвонил советнику лидера ООП. Тот в свою очередь связался с властями Ливии, которые и знать не знали об авиакатастрофе.

Позже Арафат расскажет:

- В ожидании помощи у меня было два видения. Первое - мои братья по борьбе, которые уже умерли. А вслед за ними мне привиделась мечеть Аль-Акса. Я понял, что останусь жив, и буду молиться в Иерусалиме.

Не исключено, что именно тогда Арафат осознал, что единственный путь для осуществления этой мечты состоит в том, чтобы решиться на мир с Израилем. Как бы то ни было, но 13 сентября 1993 года в Вашингтоне на лужайке Белого дома после подписания соглашения он обменялся рукопожатием с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином. А в следующем году вместе с ним и тогдашним министром иностранных дел Шимоном Пересом получил Нобелевскую премию мира.

Тем не менее, когда Арафат прибыл в палестинскую автономию, он с первых шагов столкнулся со многими проблемами. Местные лидеры Газы и Иерихона откровенно ненавидели его и не желали с ним сотрудничать. Они настаивали на том, чтобы установить в ООП и в автономии демократическое правление и коллективное руководство. Иными словами, они потребовали отстранения лидера ООП от власти. Добиться этого, однако, не удалось. Более того, Арафат к уже имевшимся постам добавил еще один - председателя Совета палестинской автономии.

И все-таки Абу Аммаром были тогда (думаю и сегодня тоже) недовольны многие. Жители автономии, испытывавшие нужду. Экстремистская организация ХАМАС и движение "Исламский джихад", сторонников которого по его приказу бросили в тюрьмы (они спровоцировали кровавые столкновения с палестинской полицией). И, наконец, израильтяне, которые считали, что его действия в борьбе с террором малоэффективны.

Поэтому первое время Арафату пришлось вести борьбу не столько за укрепление своей власти в автономии, сколько за выживание. Хотя Израиль старался не вмешиваться, чтобы не дать повод обвинить лидера ООП в том, что он действует под диктовку "сионистского врага", его положение было двойственным. Ему хотелось покончить с террором или хотя бы держать его под контролем. Сделать этого он, однако, не мог. Прежде всего потому, что 30% жителей автономии поддерживали в то время "Исламский джихад" и ХАМАС. Бить по ним - означало провоцировать гражданскую войну.

Абу Аммар весь в делах... Иногда кажется, что у него вообще нет личной жизни. За его внешним спокойствием и оптимизмом порой не всегда можно уловить те проблемы, с которыми приходится ежедневно сталкиваться палестинской администрации. Ведь переход от многолетней вооруженной борьбы к мирному строительству своей национальной государственности осложняется не только тяжелым наследием израильской оккупации, преодолением сопротивления оппозиции, но и тем, что большая часть палестинских земель все еще находится под контролем Израиля.

Как бы то ни было, но Арафат может заслуженно гордиться тем, что предложенный им израильтянам еще в 1988 году "мир смелых" все же воплотился в реальность. А палестинская национальная автономия, хотя и ограничена пределами сектора Газа и районом города Иерихона (Западный берег реки Иордан), является прообразом будущего независимого Государства Палестина.

© БиоЗвёзд.Ру