Главная Войти О сайте

Юджин Орманди

Юджин Орманди

Американский дирижер, венгр по происхождению
Енё Блау обучался игре на скрипке и уже в раннем возрасте достиг достаточно больших успехов: в пять лет поступил в Венгерскую королевскую академию музыки, а через два года дал первый сольный концерт. В возрасте девяти лет поступил в класс известного скрипача Енё Хубаи и окончил Академию через пять лет. В течение некоторого времени руководил оркестром Блютнера в Германии, затем ездил с гастролями по всей Европе. Один из концертных агентов предложил ему перебраться в Нью-Йорк, однако, когда скрипач приехал туда в 1921 году, найти работу ему было крайне сложно. С трудом он смог получить место скрипача на одном из последних пультов оркестра Капитолийского театра в Нью-Йорке, и примерно к этому же времени относится его решение сменить свои венгерские имя и фамилию на американские. В течение следующего года ему удалось выдвинуться в ряды первых скрипачей оркестра, а в сентябре 1924 впервые встать за его пульт из-за болезни дирижёра. В 1927 году Орманди принял американское гражданство и познакомился с меценатом Артуром Джадсоном, который помог ему найти работу дирижёра на радио, а позднее перебраться в Филадельфию, где молодой дирижёр на нескольких концертах заменил заболевшего Артуро Тосканини. Вскоре Орманди получил приглашение на пост главного дирижёра симфонического оркестра Миннеаполиса, который занимал в течение пяти лет и где получил большую известность, впервые записав сюиту Золтана Кодаи «Хари Янош» и композицию Арнольда Шёнберга «Просветлённая ночь». В 1936 году Орманди возвращается в Филадельфию, где в течение двух лет дирижирует концертами попеременно с Леопольдом Стоковским, а после ухода последнего становится главным дирижёром и занимает эту должность вплоть до 1980 года. Под управлением Орманди Филадельфийский симфонический оркестр выдвинулся в число лучших симфонических коллективов мира, много гастролировал в Европе, Австралии, Южной Америке, Восточной Азии.

Орманди обладал очень хорошей памятью и быстро запоминал все сочинения непосредственно по партитуре. Обычно при дирижировании он не пользовался ни палочкой, ни нотами. Звучание оркестра под его управлением отличалось чувственностью и точностью исполнения, и вскоре в среде музыкантов появилось такое понятие, как «Филадельфийский звук». Оркестр давал более 100 концертов в год, везде имея большой успех и получая различные награды. Тем не менее, некоторые критики высказывались об его интерпретациях как о вульгарных и низкопробных, чему способствовал репертуар оркестра: Орманди дирижировал почти исключительно музыкой позднего романтизма и начала XX века (Чайковский, Дворжак, Брукнер, Р. Штраус и др.), которая в те времена считалась музыкой «второго сорта». В исполнении же Бетховена и Брамса Филадельфийский оркестр проигрывал другим коллективам. Под управлением Орманди состоялись также премьеры «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова, Третьего фортепианного концерта Бела Бартока, ряда произведений Хиндемита, Бриттена, Мартину, Мийо и других современных композиторов. В обширной дискографии Орманди выделяются записи Первого виолончельного концерта и Четвёртой симфонии Шостаковича, Десятой симфонии Малера, а также многочисленные произведения американских композиторов: Барбера, Пистона, У. Шумана и др.

© БиоЗвёзд.Ру