Главная Войти О сайте

Жак Аркадельт

Жак Аркадельт

Франко-фламандский композитор
Жак Аркадельт, также известный как Якоб Аркадельт (Jacques Arcadelt или Jacob Arcadelt, 1507 – 14.10.1568) – франко-фламандский композитор эпохи Возрождения; специализировался в первую очередь на светской музыке, хотя и религиозными мелодиями не пренебрегал. Работал преимущественно на территории Италии (Italy) и Франции (France). Более всего прославила Аркадельта серия созданных им мадригалов; работать над ними Жак начал вскоре после первого появления этой формы.

О ранней жизни Аркадельта известно немного; судя по всему, родился он во Фландрии (Flanders), а вырос – во Франции (France). Еще в юности Жак перебрался в Италию (Italy); в конце 20-х он совершенно точно работал во Флоренции (Florence). Именно во Флоренции Жак встретился с Филиппом Вердело (Philippe Verdelot), автором первых в мире мадригалов.

Около 1538-го Аркадельт переехал в Рим (Rome), где некоторое время сотрудничал с папским хором Собора Святого Петра (St. Peter's Basilica). Примерно в 1539-м Жак стал членом Сикстинской капеллы (Sistine Chapel); в том же году свет увидели сразу четыре сборника его мадригалов. Первый из этих сборников, 'Il primo libro di madrigali', перенес 45 изданий, став таким образом самой перепечатываемой коллекцией мадригалов в истории мировой музыки.

В Риме Аркадельт оставался до 1551-го; все это время он работал певцом и композитором в Сикстинской капелле. Лишь раз он оставил свой пост – случилось это в 1547-м.

В начале 1542-го Жак общался с Микеланджело (Michelangelo), однако заинтересовать своим творчеством его не сумел; есть основания полагать, что Микеланджело считал себя совершенно немузыкальным и, как следствие, неспособным воспринять творчество Аркадельта.

До отъезда из Италии в 1551-м Жак успел написать больше 200 мадригалов. Остаток дней своих дней он провел во Франции; именно во Франции Аркадельт написал большую часть своих произведений в стиле шансон.

В 1557-м Аркадельт выпустил сборник месс; посвящен он был его новому начальнику, кардиналу Лотарингии Карлу де Гизу (Charles de Guise, Cardinal of Lorraine). У Гиза Аркадельт занимал пост руководителя хора; в сборнике месс также упоминалось, что он был еще и членом королевского хора. Судя по косвенным данным, Аркадельт успел поработать и на Генриха II (Henry II), и на Карла IX (Charles IX).

В Париже Аркадельт сотрудничал с издательством 'Le Roy and Ballard'; именно печатники этого дома публиковали его шансон, мессы и мотеты – подобно тому, как ранее венецианские мастера публиковали его сборники мадригалов.

Франсуа Рабле (François Rabelais) упоминал Аркадельта во вступлении к 4-му тому 'Гаргантюа и Пантагрюэль' ('Gargantua and Pantagruel'); в книге Жак пел в хоре Олимпа, между Клеманом Жанекеном (Clément Janequin) и Клодином де Сермизи (Claudin de Sermisy). Известно также, что на одной из картин Караваджо (Caravaggio) – 'Лютнист' ('The Lute Player') - на нотах главного героя записана именно басовая партия одного из мадригалов Аркадельта.

Помимо упомянутой уже классической книги мадригалов, в памяти потомков Аркадельт остался и благодаря другим светским произведениям. Очень часто его музыку использовали в качестве базиса для пародийных месс инструментальных обработок. Одну из таких обработок – четырехголосую 'Ave Maria' Пьера-Луи Дитша (Pierre Louÿs Dietsch), созданную на основе 'Nous voyons que les hommes' – очень часто приписывают самому Аркадельту. Известно также, что свою легендарную органную фантазию Ференц Лист (Ferenc Liszt), писал, основываясь не на оригинальном творении Жака, а на переделке Дитша.

© БиоЗвёзд.Ру