![]() |
Жан БарракеФранцузский композитор и музыковед
Дата рождения: 17.01.1928
Гражданство: Франция |
Жан Барраке родился 17 января 1928 года в Пюто (Puteaux), небольшом городе в департаменте О-де-Сен (Hauts-de-Seine), неподалеку от Парижа (Paris). В 1931 году семья переехала в Париж. В пору ранней юности, которая пришлась на годы Второй мировой войны, Жан Барраке пел в хоре собора Парижской Богоматери (Notre Dame) и брал уроки игры на фортепиано. Однажды, в начале 40-х он услышал неоконченную Восьмую симфонию Франца Шуберта (Franz Schubert), и это произведение вызвало в мальчике сильнейшее желание стать композитором.
Он учился в Париже у Жана Лангле (Jean Langlais), изучая гармонию и контрапункт, и с 1948 по 1951 год у Оливье Мессиана (Olivier Messiaen); благодаря Мессиану он заинтересовался сериализмом.
Закончив в 1952 году свою Сонату для фортепиано (Piano Sonata), Барраке изъял из общего доступа и, возможно, уничтожил все свои ранние работы. Во всяком случае, Барраке рассказывал, что написал около 30 произведений до Сонаты, но впоследствии уничтожил их все.
Книга 'Since Debussy', изданная французским музыкальным критиком Андре Одером (André Hodeir), вызвала споры вокруг творчества Барраке, поскольку утверждала, что его работа - это, вероятно, лучшая фортепианная соната со времен Бетховена (Beethoven). Поскольку Соната еще не была исполнена на публике (всего два его произведения к этому времени исполнялись), экстравагантные претензии Одера – и через него Барраке, - были восприняты с некоторым скептицизмом. Однако задним числом стало ясно, что Одер с невероятной точностью воспринял исключительные особенности, присущие музыке Барраке в ее жгучей романтической наполненности, которая отличает ее от работ Булеза (Boulez) и Штокхаузена (Stockhausen) того же времени.
Из недавно опубликованной биографии Пола Гриффитса (Paul Griffiths) стало ясно, что Булез пытался получить фортепианную сонату Барраке для исполнения на протяжении нескольких лет, после того, как она была завершена.
Музыка Барраке публиковалась с 1963 года флорентийским предпринимателем Альдо Брудзикелли (Aldo Bruzichelli), который обеспечивал сильно нуждавшемуся композитору материальную помощь, но не мог конкурировать с венским издательством 'Universal Edition', которое публиковало работы Булеза, Берио (Berio) и Штокхаузена. Неудивительно, что Барраке долгое время прозябал в неизвестности и гораздо позже, чем эти современные ему композиторы, получил шанс участвовать в музыкальных фестивалях и концертах.
С 1951 по 1954 год он участвовал в деятельности организованной Пьером Шеффером (Pierre Schaeffer) Группы музыкальных исследований (Groupe de recherches musicales) в студии электронной музыки при телерадиокомпании RTF.
В 1952 году Барраке познакомился с философом Мишелем Фуко (Michel Foucault). Они стали друзьями, а потом у них завязался бурный роман, которому Жан Барраке положил конец в 1956 году.
В 1964 году он попал в автомобильную катастрофу, а четыре года спустя, в ноябре 1968-го, его квартира была уничтожена пожаром.
Он страдал от плохого самочувствия большую часть своей жизни. Тем не менее, его смерть – Барраке скончался в Париже 17 августа 1973 года, в возрасте 45 лет, - была внезапной и неожиданной. К этому времени он, как полагают, возобновил работу над несколькими крупными сочинениями из монументального цикла 'La Mort de Virgile' ('Смерть Вергилия') по книге австрийского писателя Германа Броха (Hermann Broch), с которой его познакомил друг и любовник. К сожалению, сохранилось лишь несколько фрагментов этого сложного произведения, другие исчезли со смертью композитора.
Барраке написал немало статей о других композиторах, включая восхищавших его Альбана Берга (Alban Berg), Монтеверди (Monteverdi), Моцарта (Mozart) и Мессиана, а также писал о теоретических аспектах современной музыки. Его основной работой в этой области остается книга о Клоде Дебюсси (Claude Debussy), изданная в Париже в 1962 году. Он также оставил многочисленные анализы работ из стандартного репертуара от Иоганна Себастьяна Баха (J.S. Bach) до Онеггера (Honegger), некоторые из которых он использовал в своем преподавании. Среди его немногих учеников был британский композитор Билл Хопкинс (Bill Hopkins).
Он учился в Париже у Жана Лангле (Jean Langlais), изучая гармонию и контрапункт, и с 1948 по 1951 год у Оливье Мессиана (Olivier Messiaen); благодаря Мессиану он заинтересовался сериализмом.
Закончив в 1952 году свою Сонату для фортепиано (Piano Sonata), Барраке изъял из общего доступа и, возможно, уничтожил все свои ранние работы. Во всяком случае, Барраке рассказывал, что написал около 30 произведений до Сонаты, но впоследствии уничтожил их все.
Книга 'Since Debussy', изданная французским музыкальным критиком Андре Одером (André Hodeir), вызвала споры вокруг творчества Барраке, поскольку утверждала, что его работа - это, вероятно, лучшая фортепианная соната со времен Бетховена (Beethoven). Поскольку Соната еще не была исполнена на публике (всего два его произведения к этому времени исполнялись), экстравагантные претензии Одера – и через него Барраке, - были восприняты с некоторым скептицизмом. Однако задним числом стало ясно, что Одер с невероятной точностью воспринял исключительные особенности, присущие музыке Барраке в ее жгучей романтической наполненности, которая отличает ее от работ Булеза (Boulez) и Штокхаузена (Stockhausen) того же времени.
Из недавно опубликованной биографии Пола Гриффитса (Paul Griffiths) стало ясно, что Булез пытался получить фортепианную сонату Барраке для исполнения на протяжении нескольких лет, после того, как она была завершена.
Музыка Барраке публиковалась с 1963 года флорентийским предпринимателем Альдо Брудзикелли (Aldo Bruzichelli), который обеспечивал сильно нуждавшемуся композитору материальную помощь, но не мог конкурировать с венским издательством 'Universal Edition', которое публиковало работы Булеза, Берио (Berio) и Штокхаузена. Неудивительно, что Барраке долгое время прозябал в неизвестности и гораздо позже, чем эти современные ему композиторы, получил шанс участвовать в музыкальных фестивалях и концертах.
С 1951 по 1954 год он участвовал в деятельности организованной Пьером Шеффером (Pierre Schaeffer) Группы музыкальных исследований (Groupe de recherches musicales) в студии электронной музыки при телерадиокомпании RTF.
В 1952 году Барраке познакомился с философом Мишелем Фуко (Michel Foucault). Они стали друзьями, а потом у них завязался бурный роман, которому Жан Барраке положил конец в 1956 году.
В 1964 году он попал в автомобильную катастрофу, а четыре года спустя, в ноябре 1968-го, его квартира была уничтожена пожаром.
Он страдал от плохого самочувствия большую часть своей жизни. Тем не менее, его смерть – Барраке скончался в Париже 17 августа 1973 года, в возрасте 45 лет, - была внезапной и неожиданной. К этому времени он, как полагают, возобновил работу над несколькими крупными сочинениями из монументального цикла 'La Mort de Virgile' ('Смерть Вергилия') по книге австрийского писателя Германа Броха (Hermann Broch), с которой его познакомил друг и любовник. К сожалению, сохранилось лишь несколько фрагментов этого сложного произведения, другие исчезли со смертью композитора.
Барраке написал немало статей о других композиторах, включая восхищавших его Альбана Берга (Alban Berg), Монтеверди (Monteverdi), Моцарта (Mozart) и Мессиана, а также писал о теоретических аспектах современной музыки. Его основной работой в этой области остается книга о Клоде Дебюсси (Claude Debussy), изданная в Париже в 1962 году. Он также оставил многочисленные анализы работ из стандартного репертуара от Иоганна Себастьяна Баха (J.S. Bach) до Онеггера (Honegger), некоторые из которых он использовал в своем преподавании. Среди его немногих учеников был британский композитор Билл Хопкинс (Bill Hopkins).