Главная Войти О сайте

Жан Батист Вендлинг

Жан Батист Вендлинг

Немецкий флейтист и композитор.
Жан-Батист состоял в браке с немецкой же певицей Марией-Доротеей Вендлинг-Спурни (Maria Dorothea Wendling-Spurni)

Родился Вендлинг в Раппольтсвайлере, Эльзас (Rappoltsweiler, Elsass).

В период с 1747-го по 1750-й Жан-Батист работал в Цвайбрюккене (Zweibrücken); Вендлинг играл на флейте при местном дворе и учил музыке самого герцога Кристиана IV. Герцог-курфюрст ценил своего учителя; известно, что в то время Вендлингу платили примерно в два раза больше положенной для его должности ставки. В 1749-м Жан-Батист выступил с концертом в Берлине; среди его слушателей был сам король Пруссии, Фридрих II Великий (Friedrich der Große). Правителю пришлась по вкусу игра Вендлинга; в знак своей благодарности он подарил музыканту золотую табакерку.

В 1751-м Вендлинг оставил пост герцогского учителя и стал придворным флейтистом в Мангейме (Mannheim). Именно здесь ему довелось познакомиться с, пожалуй, величайшим композитором всех времен – Вольфгангом Амадеем Моцартом (Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart). Вскоре они подружились; по слухам, именно после знакомства с Вендлингом Моцарт начал создавать музыкальные композиции и для флейты. В 1778-м Жан-Батист сильно помог другу-композитору, подкинув ему заказ некоего Фердинанда Дежана – голландского медика и большого любителя скрипичной игры – на целую серию концертов и квартетов для флейты. Моцарт блестяще справился с задачей; многие утверждают, что партии флейты писались явно для Вендлинга. Нашлось место в музыке Моцарта и супруге Жана-Батиста – Доротея получила партию в одной из опер великого композитора.

В 1778-м Вендлинг перебрался в Мюнхен, в очередной придворный оркестр. Поддерживал он отношения и с одним из высочайших своих поклонников – упомянутым уже Фридрихом II; в то время Жан-Батист считался наиболее вероятным преемником учителя Фридриха, Иоганна Кванца (Johann Joachim Quantz).

Вендлинг не только мастерски играл на флейте, но и сам писал достаточно неплохие композиции. До наших дней дошло несколько сонат его авторства; разумеется, большая часть их была рассчитана на использование флейт.

Известно, что Жан-Батист со скепсисом относился к идее увеличения количества клапанов на флейтах; появившиеся при нем восьмиклапанные флейты он игнорировал сам и настоятельно советовал не использовать ученикам.

© БиоЗвёзд.Ру