Главная Войти О сайте

Жан-Люк Годар

Жан-Люк Годар

Французский кинорежиссер

Содержание

  1. На пути к славе
  2. Поздний период творчества

На пути к славе

Жан-Люк Годар появился на свет в Париже 3 декабря 1930 года, в обеспеченной семье. Его отец владел собственной клиникой, а мать была родом из семьи банкиров. Начальное образование Годар получил в швейцарском городе Ньон. В 1948 году он поступил в парижский Лицей Бюффон, а через год был зачислен на философский факультет Сорбонны.

В это же время Жан-Люк увлекся кино и познакомился с несколькими единомышленниками. Среди них были начинающие режиссеры Франсуа Трюффо, Эрих Ромер, Жак Риветт. Они много времени проводили во французской синематике и кинематографических клубах Парижа.

Решающую роль в жизни Годара сыграла встреча с кинокритиком Андре Базеном, при содействии которого будущий режиссер начал писать для 'Кайе дю синема'. Благодаря его новаторским идеям это издание стало колыбелью 'новой волны' и лидером этого направления во французском кино.

В 1954 году Жан-Люк поставил свою первую короткометражную работу 'Операция бетон'. Далее в течение нескольких лет он писал сценарии для других режиссеров. В 1959 году вышла полнометражная картина 'На последнем дыхании', ознаменовавшая появление 'новой волны'.

Первый фильм режиссера стал визитной карточкой нового направления. Созданный на материале гангстерского сюжета, он соединил в себе все: и романтическое восхищение различными течениями кино, от черного фильма до поэтического реализма; и свежий взгляд; и документальность съемок; и фрагментарный монтаж; и неформальную лексику.

Картина вызвала неоднозначные реакции. Одни восхищались ее новизной, другие возмущались слишком активным монтажом. Несомненно одно: Жан-Люк Годар привлек внимание к своей персоне, а Бельмондо, сыгравший главную роль, превратился в настоящую звезду. В 1960 году режиссер женился на актрисе Анне Кариной, которая стала его музой и лицом большинства фильмов нового направления.

Тема бунтующей молодежи стала центральной в творчестве Годара и его соратников в 60-е годы. Он создал фильмы 'Жить своей жизнью' (1962), 'Презрение' (1963), 'Карабинеры' (1963), которые, по мнению критиков, стали лучшими в его карьере. В них режиссер исследует сложные социальные и психологические проблемы общества. Довольно удачной вышла фантастическая антиутопия 'Альфавиль' (1965), в которой Годар обличает тоталитаризм и технократию. Картина была удостоена 'Золотого медведя' на Берлинском фестивале и со временем стала культовой.

В конце 60-х годов Годар проникся идеями марксизма. Он стал одним из лидеров левого движения и участвовал во многих студенческих протестах, в том числе революции 1968 года. Режиссер не только пересмотрел стилистику, но изменил функциональное назначение кинематографа. В результате он снял несколько пропагандистских картин, в которых попытался применить идеи социализма. Среди них 'Ветер с востока' (1969), 'Правда' (1970), 'Борьба в Италии' (1970), 'Здесь и там' (1976). Однако эти работы не имели большого успеха у критиков.

В 1966 году Годар развелся с Кариной и женился на внучке Ф. Мориака. Его скандальная репутация стала причиной того, что ему запретили въезд во Вьетнам, где снималась коллективная работа 'Далеко от Вьетнама'. В 60-70-е годы он много путешествовал по Европе и Америке, а также продолжал снимать работы для телевидения и кино, но без особого успеха.

Поздний период творчества

В 80-е годы Годар неожиданно вернулся к большим кинематографическим формам, создав несколько работ, имевших успех в широком прокате. Триумфом этого времени для него стали картины 'Страсть' (1982) и 'Имя: Кармен' (1983) по новелле Проспера Мериме. За последнюю работу режиссер был удостоен 'Золотого льва' на фестивале в Венеции.

Предметом поисков и размышлений позднего Годара стала преображающая магия кино. Он много экспериментировал со стилями и формами, снимая сложные мозаичные полотна. Публика вообще не приняла их, а критики отнеслись скептично.

Однако Годар практически не переставал снимать кино. Среди его лучших поздних работ стоит отметить фильм 'Моцарт – навсегда' (1996) и масштабную антологию 'История (и) кино' (1998).

В последнее время режиссер все больше участвует в кинопроектах и ставит фильмы совместно с другими авторами. В 2014 году ожидается выход его картины 'Слова, прощайте!'.

Если творчество режиссера мало известно простому человеку, то его имя наверняка хоть раз, но слышали все. И не только потому, что Годар является основателем модного европейского течения. Он известен прежде всего своей активной политической позицией. Например, Годар отрицает Холокост, в связи с чем его неоднократ но обвиняли в антисемитизме. На одной из лекций в Монреале он заявил, что вырос в семье, где сочувствовали и симпатизировали нацистам. По словам режиссера, его дед был ярым антисемитом, и он тоже выступает против евреев. Годар открыто поддерживает палестинских террористов и называет Израиль раковой опухолью.

Тем не менее, это нисколько не преуменьшает кинематографических заслуг Жана-Люка Годара. Общемировой резонанс новаторского творчества режиссера огромен. Годар, как никто другой, смог обогатить язык современного кино. Он не только стал основателем нового революционного течения, но и оказал влияние на последующие поколения кинематографистов. Большинство современных режиссеров называют его своим учителем и говорят, что только благодаря его фильмам стали снимать кино. Однако для самого Годара съемки являются просто приятным времяпровождением. По словам режиссера, если бы у него была огромная сила воли, он бы ничего не делал.




© БиоЗвёзд.Ру