Главная Войти О сайте

Жан Наварр

Жан Наварр

Французский авиатор времен Первой мировой, один из первых официально зафиксированных летчиков-асов.

Родился Жан в Жуи-сюр-Морен (Jouy-sur-Morin). Ребенком он был в высшей степени трудным – учителя для маленького Жана авторитетом почти не были, да и на занятиях Наварр появлялся отнюдь не каждый день, нередко прогуливая занятия в компании своего младшего брата.

22 августа 1911-го Наварр получил лицензию гражданского пилота; через три года, после начала Первой мировой, это автоматически привело его во французские ВВС. В сентябре 1914-го Наварр получил лицензию военного пилота. Некоторое время он числился пилотом эскадрильи MF8; чуть позже он перешел в разведывательный эскадрон MS12.

1 апреля 1915-го Наварр сбил свой первый немецкий самолет; технически подбил противника его стрелок – сам Жан занимал место пилота – однако и на счет Наварра была записана победа. Позже Жана также наградили медалью 'Medaille Military', в дополнение к уже имевшемуся у него Военному кресту (Croix de Guerre).

13 апреля 1915-го Наварр записал на свой счет еще одного немца – опять-таки, в качестве пилота (и уже с другим стрелком).

2 августа 1915-го Жана наградили званием Кавалера ордена Почетного легиона (Chevalier de la Legion d'Honneur) – как за победы над вражескими самолетами, так и за некие секретные миссии, в которых Наварр активно участвовал.

26 октября 1915-го Наварр уничтожил еще одного немца; вскоре после этого его перевели в другую часть, на самолет 'Nieuport'. Примерно с этих пор Жан Наварр начал раскрашивать свои самолеты в ярко-красный цвет, запугивая врагов в небесах над Верденом (Verdun); интересно, что до появления в небесах легендарного Красного Барона на тот момент оставалось еще больше года.

Переход на новый самолет на результативности Наварра сказался самым положительным образом; в самом скором времени – 26 февраля 1916-го – Жан одержал победу сразу над двумя противниками за один раз. Вскоре после этого Жан был признан одним из первых французских асов; некоторые источники называют его самым первым, однако формально первым был Адольф Пегу (Adolphe Pégoud).

За следующие три месяца Наварр записал на свой счет еще полдюжины побед; 17 июня 1916-го Жан отправился за 12-й победой. Увы, на сей раз Наварру не повезло – самолет его был подбит, а сам Жан – получил несколько ран, от которых так в дальнейшем и не оправился. Примерно в это же время в воздухе был убит младший брат Жана. Самого Наварра освободили от активной службы и отправили восстанавливаться в санаторий; в 1918-м Жан вернулся в строй, однако в летных боевых миссиях участия он более не принимал.

С са мого начала войны самолеты использовались преимущественно для разведки; зачастую их даже не вооружали. Нередко летчики даже махали своим противникам, встречая их в воздухе. Наварр был уверен, что так продолжаться не может и что врагов нужно убивать; он активно искал способы сделать самолеты более опасными – на определенном этапе даже предложив устанавливать на них ракеты. Известно, что Жан был близким другом другого известного французского аса-сорвиголовы, Шарля Нунгессера (Charles Nungesser); вместе они не только разили врагов в небесах, но и довольно громко кутили в ночном Париже.

На параде в честь окончания войны героям – в том числе, и летчикам – предстояло пройти по запланированному пути пешком. Летчики сочли подобную идею оскорблением и решили ответить командованию, пролетев на своих самолетах сквозь Триумфальную арку. В ходе подготовки к столь опасному трюку Жан Наварр и погиб; на момент смерти ему было всего 23 года.

© БиоЗвёзд.Ру