Главная Войти О сайте

Жан-Батист Ванлоо

Жан-Батист Ванлоо

французский художник XVII—XVIII веков.
Гражданство: Франция

Как многие живописцы своего времени, Ванлоо работал по заказам. Он относился к искусству как к художественному ремеслу: был мастером своего дела, но подчинялся вкусам заказчиков и не стремился проявить собственную индивидуальность. Основная область его работы—мифологические картины и портреты знати. До того как очутиться в Париже, Жан-Батист Ванлоо работал в Генуе, Турине, Риме, расписывал плафоны в замке в Риволи. С 1720 года он получает регулярные заказы на картины в Париже, с 1731 года становится членом Академии художеств. Ванлоо в это время—любимчик придворной знати, ему заказывает свой портрет сам король—Людовик XV. В конце 30-х—начале 40-х годов Ванлоо покоряет Англию—там также он пишет ряд портретов придворных.

Известный своими авантюрными похождениями Джакомо Казанова оставил в мемуарах весьма точные заметки о портретном искусстве первой половины восемнадцатого века. Так, например, он повествует о неком быстро разбогатевшем художнике, который делал портреты, не видя модели, по описанию. Казанова устанавливал три типа портретного искусства. Первый, по его мнению, это такой, который передает точное сходство, но может «обезобразить». Второй воспроизводит модель в совершенстве. И, наконец, третий—это когда художник, передавая сходство с моделью, делает ее более красивой. Этот третий тип, который больше других нравился Казанове, и был наиболее распространенным в эпоху рококо типом «облагораживающего портрета». Художники в то время действительно писали портреты если не по словесному описанию, то часто лишь по беглому наброску. Графини и маркизы не всегда стремились тратить много времени, чтобы позировать художнику, а портрет должен был показать их красавицами. Поэтому модели рокайльных портретов порой больше похожи друг на друга, чем на самих себя. Писать женские портреты Ванлоо был особенный мастер. Он часто представлял своих героинь в неких возвышенных образах—например, в виде античных богинь, муз. Уже в одном этом было великое средство польстить изображенной даме. Или, например, изобразить благородную даму серьезно беседующей с маленькой птичкой, которую она держит на пальчике, как, например, в эрмитажном портрете. Дорогие ткани, в которые наряжались заказчики, художник умел передавать изысканными жемчужно-серыми, винно-красными, густо-малиновыми тонами, подчеркивая бархатистость велюра, блеск парчи, мерцание жемчуга, мягкость горностаевой шкурки или нежную прозрачность брабантского кружева.

© БиоЗвёзд.Ру