Жиль де Монморанси-Лаваль (Gilles de Montmorency-Laval), известный как Жиль де Рэ (Gilles de Rays) или Жиль де Рец (Gilles de Retz), родился в конце 1404-го, в аристократической семье Ги де Лаваля-Монморанси (Guy de Laval-Montmorency) и Мари де Краон (Marie de Craon), в фамильном замке в Машекуле (Machecoul). Он был умным мальчиком, свободно говорящим на латыни и делящим свое образование между военными дисциплинами и моральным и интеллектуальным развитием.
После смерти его отца и матери в 1415-м Жиль и его младший брат Рене де ла Сьюз (René de la Suze) попали под опеку Жана де Краона (Jean de Craon), их деда по материнской линии. Интриган-дед попытался устроить брак между 12-летним Жилем и 4-летней Жанной Пэйнел (Jeanne Paynel), одной из самых богатых невест в Нормандии, и, когда его план провалился, желание сделать мальчика мужем Беатрис де Роган (Béatrice de Rohan), племянницы герцога Бретани, также не увенчалось успехом. Однако 30-го ноября 1420-го Краон существенно увеличил состояние своего внука, женив его на Катрин де Туар (Catherine de Thouars), наследнице Вандея и Пуату. Их единственный ребенок – Мэри (Marie) – родилась в 1429-м.
Начиная с 1427-го, Жиль участвовал в Столетней войне между Англией и Францией. Он выступил ментором и телохранителем Жанны д'Арк (Joan of Arc). Когда же барон вдруг получил видение 'свыше', то осознал свое небесное предназначение – и стал проявлять особую жестокость к своим врагам. В 25 лет он получил звание маршала Франции. Но после череды поражений и провальной попытки спасти Жанну д'Арк от сожжения Жиль удалился в свое поместье и вел междоусобицу с де Буэлем.
Отодвинув военные дела на второй план, Жиль де Рэ потратил много своих средств на прославление Жанны д'Арк, в том числе на постановку театрального зрелища под названием 'Орлеанская мистерия', десять лет оплачивая его показы. Примерно с 1432-го отношение к барону при дворе короля Карла VII (Charles VII) стало неблагосклонным, а все из-за распространяющихся слухах о распутном поведении Жиля, противоречащем католическим нормам нравственности.
С 1433-го маршал ушел в отставку и поселился в поместном замке Тиффож, начав экспериментировать с оккультными науками под руководством некроманта по имени Франческо Прелати (Francesco Prelati). С этой поры в свите Жиля объявились толкователи снов, маги, чародеи и алхимики. Последние, естественно, при щедрой поддержке хозяина, переоборудовавшего большие помещения на первом этаже Тиффожа в алхимическую лабораторию, вели поиски философского камня и пытались превратить недрагоценные металлы в золото.
Прелати, обладающий даром внушения, заполучил особое расположение барона, якобы показывая ему на спиритических сеансах вызванного им демона по имени Барон, который требовал детей в качестве жертвоприношения за возможность общения с миром мертвых. По признанию Жиля, он впервые напал на детей между весной 1432-го и весной 1433-го. Первые убийства произошли в Шамтосе (Champtocé), после чего Жиль де Рэ изнасиловал и расправился с неопределенным количеством детей. В 1437-м в Машекуле были обнаружены тела 40 жертв.
В биографии Жиля 1971-го Жан Бенедетти (Jean Benedetti) рассказывает, как дети, попавшие в руки Рэ, встречали смерть: '(Мальчика) баловали, одевали в лучшую одежду, какую он только мог видеть. Вечер начинался с большого застолья и большого количества выпивки, в особенности гипокраса, который возбуждал вожделение (в бароне). Мальчика доставляли в верхнюю комнату, куда мог войти только Жиль и его ближайшее окружение. И там он узнавал об истинной природе своего положения. Его шокированное состояние было первым источником удовольствия для Жиля'.
Впоследствии выяснилось, что сама по себе содомия с малолетними не была так уж важна для Жиля. Со многими из них он ограничивался онанизмом; значительное же удовольствие барон получал, наблюдая, как медленно отделяются их головы от туловища. Его раздражали детские крики, способные лишить его эрекции, из-за чего он обвязывал веревку вокруг их шеи и подвешивал в углу комнаты.
13-го сентября 1440-го, не оказывая сопротивления, Жиль по вызову епископа прибыл в суд, прошедший в епископской резиденции. Барон посчитал суд незаконным, заявив, что лучше отправится на виселицу, ибо все обвинения – это ложь, а судьи – симониаки и злодеи. Из всего списка обвинений, предъявленных де Рэ, он признался только в чтении книги по алхимии. Однако он отрицал свое 'упорство в ереси', связь с демоном и заключение договора с Сатаной.
В пыточной камере, призванной 'прекратить гнусное запирательство', растянутый на 'лестнице' маршал быстро попросил прекратить пытку. Он пообещал сознаться 'добровольно и свободно' во всем. Жиль поведал о том, как 'наслаждался пороком', своими руками снося детские головы с плеч. По его словам, жертв было порядка 800, однако суд, основываясь на показаниях самых важн ых свидетелей, остановился на цифре в 150 жертв.
Обвиненный в вероотступничестве, ереси, вызывании демонов, содомии, богохульстве и осквернении привилегий церкви, Жиль де Рэ по решению духовного суда был передан светским властям. Гражданский же суд предъявил барону обвинение в убийствах, чего не мог сделать духовный. 25-го октября 1440-го Рэ был 'исторгнут из лона церкви христовой', в то время как канцлер бретанского парламента приговорил обвиняемого к сожжению живым на костре.
26-го октября 1440-го покаявшийся перед толпой народа серийный маньяк-убийца получил право быть задушенным гарротой и только после этого быть брошенным в костер, что в какой-то степени облегчило его страдания. Обгоревшее тело было отдано его двоюродному брату и племянникам, так как родственники Жанны д'Арк не пожелали забрать его гроб в фамильный склеп.
Сегодня мнения исследователей о виновности, либо невиновности Жиля де Рэ разделились.