Главная Войти О сайте

Агван Доржиев

Агван Доржиев

буддийский учёный, дипломат, религиозный, государственный и общественный деятель

Имя: Агван
Фамилия: Доржиев
Гражданство: Россия



В 1853 родился в селе Хара-Шибирь (ныне Заиграевский район Республики Бурятия). Был хувараком в Шолотском Дацане, с. Шолоты, ныне Заиграевский район Республики Бурятия.

В 1872 в 19-летнем возрасте покинул Забайкалье и отправился паломником в Монголию и Тибет.

Учился в Урге (совр. Улан-Батор) и в знаменитом Гоман-дацане при монастыре Дрепунг (один из трёх главных монастырей Лхасы). Получил блестящее богословское образование, имел высшую философскую учёную степень хларампа (цанньид кхенпо хларампа / цаннид хамба лһарамба).

Доржиев в числе семи высших учёных лам состоял при Далай-Ламе XIII, обучал его буддийской философии и литературе. Положение наставника-воспитателя Далай-Ламы позволило Доржиеву впоследствии стать одним из его ближайших советников и крупной фигурой в тибетском теократическом правительстве.

В 1896 Агван Доржиев получил от Николая II часы с монограммой в знак признательности за помощь агентам Петра Бадмаева, путешествовавшим в Лхасу.

В 1898 был командирован правительством Тибета в Китай, Россию и Францию для ознакомления с государственным устройством и жизнью.[источник не указан 141 день]

В начале 1898 Доржиев появился в Санкт-Петербурге с официальной целью сбора пожертвований на монастырскую школу. Здесь он познакомился с известным востокофилом Э. Э. Ухтомским, приближённым Николая II, ранее сопровождавшим будущего императора в путешествии на Восток. Ухтомский лично представил Агвана Доржиева императору.

В 1901 году Доржиев с помощью Буды Рабданова провел первое во Франции буддийское богослужение (хурал) и лекцию о буддизме в Музее востоковедения Гиме во время открытия Всемирной выставки. На богослужении присутствовали Жорж Клемансо, будущая путешественница в Тибет Александра Давид-Неэль, Иннокентий Анненский, впоследствии написавший об этом стихи, которые вошли в «Кипарисовый ларец». Гидом Агвана Доржиева по Парижу был другой русский поэт — Максимилиан Волошин.

По возвращении в Тибет был возведён в третий высший чин старшего кхенпо с правом голоса во всех вопросах политики и веры. В это время, будучи фактически первым министром двора Далай-ламы XIII, Доржиев всюду его сопровождал, служил молебны, заведовал финансами страны. С дипломатическими поручениями Доржиев бывал в Монголии, Китае, России, посетил Индию, Цейлон, в Японию, Германию, Италию, Великобританию.

В состоялась встреча Агван Доржиев с императором Николаем II, на которой было получено высочайшее согласие на строительство буддийского храма в Санкт-Петербурге.

В 1906 создал буддийское духовное училище и академию (цаннит-чойра) в Калмыкии, передал им 300 томов тибетского канона (Ганжур и Данжур), а также ритуальные предметы. Помимо этого он основал несколько дацанов и школ в Калмыкии и Бурятии, открыл издательство в Санкт-Петербурге и типографию в Шолотском Дацане.

В Бурятии Доржиев известен как реформатор монгольского вертикального письма, приспособленного к бурятскому языку, составитель бурятского письма вагиндра (вагиндрагийн үсег, или Агвановский алфавит), точно передававшего транскрипцию русских слов; было в ходу с 1905 по 1910 годы.

Буддийская святыня Петербурга

Строительство храма в российской столице началось в 1909 году в Старой деревне, за Чёрной Речкой. Работами руководил строительный комитет, в который входили академики В. В. Радлов и С. Ф. Ольденбург, князь Э. Э. Ухтомский, приват-доценты В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, врач-тибетолог П. Бадмаев, путешественники П. Козлов и Д. Клеменц, калмыцкие князья Дугаровы, Тюмени и Тундутовы, архитектор Г. В. Барановский, инженер Н. М. Березовский, художники Н. К. Рерих и В. П. Шнейдер.

Санкт-Петербургский храм строился в соответствии с тибетским архитектурным каноном, однако его архитектура также является памятником русского модерна. На облик здания также повлияли запретительные требования властей. Ряд художественных деталей здания был выполнен Н. К. Рерихом.

В 1913 году в храме прошла первая служба, посвященная 300-летию династии Романовых. Церемония освящения храма состоялась в 1915 году, на ней присутствовали представители правительств Николая II, Далай-ламы XIII, сиамского короля Рамы IV и монгольского Богдо-гэгена.

Агван Доржиев в Советской России

После революции Агван Доржиев полностью отдаёт себя политической и религиозно-реформаторской деятельности в Советской России.

В 1919 году храм подвергся разграблению красноармейцами: пропали сотни бронзовых и позолоченных бурханов, серебряные жертвенные чаши, вазы, мебель, дверные ручки, шпингалеты, драпировки из китайской парчи, личные вещи лам, разбита статуя Будды, сожжены уникальная библиотека тибетских манускриптов и огромный архив Агвана Доржиева, посвященный взаимоотношениям России, Тибета, Англии и Китая, собиравшийся на протяжении 30 лет. Доржиеву удалось реставрировать храм, несмотря на царившую в стране разруху.

Как и до революции, он находился в постоянном диалоге с властью. Теперь его собеседниками были не Николай II и министр Извольский, а Ленин с Луначарским. Но речь шла всё о том же: о свободе вероисповедания, культурном строительстве и их необходимости для процветания государства и его граждан.

В 1921 Доржиев составил на монгольском языке автобиографию, изложив её в стихотворной форме (рукописная копия хранится в Рукописном отделе Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН).

В 1929 году новым антирелигиозным законом запрещена деятельность буддийской церкви Забайкалья.

В 1935 году начались преследования буддийского духовенства в Ленинграде.

В 1937 году в результате арестов и расстрелов буддийская община при храме перестала суще ствовать.

В ноябре 1937 года 85-летний Доржиев арестован в Бурятии.

В 1938 Агван Доржиев скончался в тюремной больнице города Улан-Удэ. Место захоронения неизвестно. В этом же году Буддийский храм в Санкт-Петербурге был закрыт, и его здания стали занимать различные учреждения: физкультурная база, радиостанция (именно отсюда шло вещание на осаждённый Ленинград, когда была разрушена станция в Колпине), лаборатории Зоологического института. В 1990 году храм был возвращён верующим.

Дань памяти

Санкт-Петербург

14 июля 2004, на 150-летний юбилей рождения Агвана Доржиева, была открыта посвященная ему памятная доска работы архитектора В. Бухаева и скульптора Д. Намдакова на внутренней стене петербургского буддийского храма. К этому событию было также приурочено разрушение мандалы монахами монастыря Дрепунг Гоман (Карнатака, Индия) и лекция специального гостя юбилея Роберта Турмана в СПбГУ.

© БиоЗвёзд.Ру