Главная Войти О сайте

Александр Бубликов

Александр Бубликов

инженер путей сообщения, член IV Гос. думы.
Гражданство: Россия

Сын чиновника Министерства путей сообщения. Окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. Служил начальником по изысканиям на ж.д. Москва - Казань - Екатеринбург. Автор работ по проблемам ж.-д. транспорта. Сблизился с влиятельными кругами русской буржуазии и стал одним из видных деятелей её всероссийской торгово-промышленной организации. Член межведомственной Комиссии по выработке плана развития ж.-д. сети России. Масон. Пожертвовал 100 тыс. руб. для Горного ин-та в Екатеринбурге: почётный гражданин Екатеринбурга и Шадринска. В 1912 избран от Перм. губ. в 4-ю Гос. Думу, вошёл во фракцию прогрессистов. В 1915 не поддержал лозунг "ответств. министерства" направленный на замену царского пр-ва пр-вом из депутатов Думы, т.к. считал, что обществ, критика повернётся против Думы, поскольку среди её депутатов не было крупных специалистов по различным отраслям гос. политики, способных возглавить министерства.

С нач. Февр. рев-ции 1917 Врем. К-том Гос. Думы назначен комиссаром в Мин-во путей сообщения и в ночь с 27 на 28 февр. направлен туда с отрядом солдат. В эту же ночь Бубликов использовал ж.-д. телеграф для оповещения начальников всех ж.-д. станций страны о том, что власть перешла к Гос. Думе. Телеграмма Бубликова, незамедлительно распространённая по всем терр. Рос. империи, сыграла важную роль в ускорении рев. событий и переходе власти к Врем. пр-ву. Будучи комиссаром в Мин-ве путей сообщения, установил контроль над всей сетью жел. дорог в России. 28 февр. Николай II выехал из Ставки в Царское Село, но Бубликов приказал остановить царский поезд, и царь вынужден был повернуть обратно. По решению Врем. пр-ва 8 марта Бубликов (в числе 4 комиссаров Гос. Думы) прибыл в Могилёв для ареста бывшего царя и препровождения его в Царское Село.

В первое время после Февр. рев-ции воен. составы отправлялись на фронт точно по графику, но уже в марте на учред. съезде Всерос. союза торговли и пром-сти Бубликов заявил, что ж.-д. транспорт находится в состоянии разрухи и для её преодоления необходимо обратиться за помощью к правительству США и американскому частному капиталу. Врем. пр-во командировало Бубликова на Урал, чтобы удержать трудящихся от введения рабочего контроля над произ-вом и распределением продуктов. Бубликов критиковал уступки Врем. пр-ва рабочим, в частности осудил как "неудачную социализацию" циркуляр от 27 мая, давший Всерос. союзу железнодорожников право контроля над разл. сферами х-ва, выступил против роста зарплаты рабочих и против закона Врем. пр-ва от

12 июня о повышении подоходного налога и налога на прибыли пр-тий. В то же время Бубликов отмечал: "Голый дух стяжательства настолько охватил все классы, что просто ужас берёт за нацию, к-рая потеряла моральную нравственность" (Волобуев П.В., Экон. политика Врем. пр-ва, М., 1962, с. 308-09).

Летом участвовал в работе Экон. совета, созданного Врем. пр-вом для разработки "общего плана орг-ции нар. х-ва и труда". На заседании совета в кон. июля заявил, что трансп. соо бщение с Архангельском и Владивостоком, через к-рые союзники снабжали Россию, находится на грани срыва. 8 авг. участник частного Совещания обществ, деятелей.

13 авг. на Гос. совещании от имени "торг.-пром. класса" охарактеризовал А.Ф. Керенского как "главноуговаривающего", а мин. финансов Н.В. Некрасова назвал "главноусовещающим". Отверг заявление И.Г. Церетели о том, что имущие классы должны думать не об облегчении бремени налогов, а о жертвах во имя гос-ва, утверждал, что финанс. положение страны может спасти "только величайшее напряжение пром. творчества, и торг.-пром. класс свою гос. повинность усматривает именно в этом" (Гос. совещание. Стенографич. отчёт, М., 1930, с. 268). В той же речи провозгласил, что предприниматели готовы поддержать призыв к сотрудничеству, исходивший от лидеров меньшевиков и эсеров. Символическое рукопожатие с Церетели стало одним из кульминац. моментов совещания. После Окт. рев-ции эмигрировал.

© БиоЗвёзд.Ру