Главная Войти О сайте

Александр Дранков

Александр Дранков

Фотограф, кинооператор, продюсер, один из пионеров российского кинематографа.
Гражданство: Россия
Дата и место рождения Александра Дранкова достоверно неизвестны; по некоторым данным, он родился в 1880 году на юге России (возможно, в Одессе) в еврейской мещанской семье. По воспоминаиям А. Лемберга, Дранков в начале XX века содержал танцкласс в Севастополе, на доходы от которого кормил всю свою семью.

Затем Дранков увлекается фотографией и быстро становится профессиональным фотографом, после чего переезжает в Санкт-Петербург, где добивается удивительной известности и за удачные снимки Николая II даже удостаивается звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Дранкову также удается существенно удешевить фотопроизводство и открыть целую сеть «элекрофотографий» (не менее 50 студий), где снимки делаются при усиленном электрическом освещении, что приводит к значительной экономии. Впоследствии он также становится фотокорреспондентом лондонской газеты «Times», парижской «L’Illustracion» и получает журналистскую аккредитацию при Государственной Думе.

В 1907 году Александр Дранков решает заняться кинопромышленностью. Он открывает так называемое Ателье А. Дранкова (впоследствии преобразованное в Акционерное общество «А. Дранков и Ко») и начинает снимать хроникальные фильмы (Дранков и работавшие на него операторы оставались обычными участниками всех крупных событий в обеих российских столицах до самой революции), а затем приступает и к съёмкам художественных короткометражных лент — например, он пытается поставить игровую картину «Борис Годунов». Фильм не был закончен, хотя снятые для него материалы демонстрировались в кинотеатрах в том же 1907 году под названием «Сцены из боярской жизни».

Сенсационным успехом Дранкова на почве документалистики становится первая киносъёмка Льва Николаевича Толстого (1908). Не сумев получить разрешения Толстого на проведение съёмки, Дранков прячется с камерой в деревянном туалете в саду усадьбы Толстых и через фигурную прорезь двери снимает гуляющего писателя.

Первой вышедшей на экран художественной кинолентой производства Дранкова стал фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), премьера которого состоялась 15 (28) октября 1908 года. «Вольница» была также первым фильмом в русской истории, показ которого сопровождался оригинальным звуком: вместе с плёнкой кинотеатры приобретали также граммофонную запись музыки, написанной Н. М. Ипполитовым-Ивановым для постановки одноименной пьесы Василия Гончарова в театре «Аквариум» — и первым случаем нарушения кинопроизводителем авторских прав (Дранков не заключил формальный договор ни с автором сценария, ни с автором музыки). Следующим фильмом ателье Дранкова стала первая российская кинокомедия «Усердный денщик» (1908). Дранков также придумывает новый вид кинорекламы — он выпускает открытки с кадрами из своих фильмов и помещает сцены из фильмов на афишах, чего до него не делал никто в мире.

Начало деятельности в российском кино Александра Ханжонкова вызвало острую ревность Дранкова. Познакомившись с Ханжонковым и узнав о его планах поставить фильм «Песнь про купца Калашникова», Дранков начинает готовить для этого фильма «срыв» (то есть упреждающий выпуск заведомо провального фильма с тем же названием). Ханжонков, получив информацию о намерениях Дранкова, ускоряет производство своей ленты и успевает вывести её на рынок прежде, чем будет готов конкурирующий фильм. После этого на протяжении десятилетия конкуренция Ханжонкова и Дранкова была одной из основных интриг российской кинематографической жизни, периодически приводившей к появлению в прокате почти одинаковых картин — например, «Воцарение Дома Романовых» производства Ханжонкова и «Трёхсотлетие царствования дома Романовых» производства Дранкова (оба — 1913).

Дранков первым в России начал снимать детективные киносериалы, которые незадолго до того вошли в моду во Франции. Снятый в его ателье многосерийный фильм «Сонька — Золотая Ручка» (1914—1915) пользовался беспрецендентным успехом у массовой публики.

В 1917 году Дранков сначала пытается заработать на теме революции и выпускает несколько «революционных» фильмов — например, «Георгий Гапон», «Бабушка русской революции» (оба — 1917), — но после октябрьского переворота решает оставить Петербург. События следующего периода его жизни достоверно неизвестны — по противоречивым воспоминаниям его знакомых, он возвращается на юг, пытается спекулировать драгоценностями в Киеве, затем занимается в Ялте съёмкой порнографических фильмов. В ноябре 1920 года он эмигрирует в Константинополь, где зарабатывает, по одним сведениям, организацией тараканьих бегов, а по другим — кинопрокатом и содержанием парка аттракционов. В 1922 году он перебрался в США, где купил передвижную киноустановку и организовывал кинопоказы в русских общинах. В 1927 году он попытался вернуться в кинобизнес, но его намерение снять масштабный фильм о любви Николая II и балерины Матильды Ксешинской закончилось крахом.

После неудачной попытки утвердиться в Голливуде Дранков открыл кафе в городке Венис (Калифорния), а спустя некоторое время переселился в Сан-Франциско, где до конца своих дней работал в собственной компании «Фото-тон сервис» (в лаборатории фирмы исполнялись заказы на печатание снимков, а также осуществлялась торговля фотопринадлежностями).

Похоронен в Колме (предместье Сан-Франциско, Калифорния).

Дата смерти Александра Осиповича Дранкова неизвестна. Принято считать, что он скончался в 1948 или 1949 году.

© БиоЗвёзд.Ру