Главная Войти О сайте

Александр Дунаев

Александр Дунаев

Советский театральный режиссёр. Народный артист РСФСР (1978).
Дата рождения: 27.03.1920
Гражданство: Россия
В 17 лет поступает в Московский театр для детей.

По настоянию режиссёра А. М. Лобанова в 1938 году поступает на режиссёрский факультет ГИТИСа (курс В. Г. Сахновского, заведующего кафедрой режиссуры).

В 1940—1943 годах служит в пограничных войсках на Дальнем Востоке.

В 1943 году командирован в Хабаровск для организации местного ТЮЗа, где встречается с Б. М. Сушкевичем и группой эвакуированных из Ленинграда артистов.

В 1945 году завершает режиссёрское образование (ученик Л. С. Вивиена) в Ленинградском театральном институте.

В 1945—1947 гг. служит в саратовском театре Ленинского Комсомола. Его спектакли «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Золушка» Е. Шварца, «Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера отмечены Минкультом РСФСР.

В 1947 году его переводят в Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова. Лучший спектакль этого периода — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова.

В 1954 году становится главным режиссёром Красноярского театра имени А. С. Пушкина. Под его руководством театр впервые выезжает на гастроли в Москву, где в 1956 году показывает первую в стране инсценировку романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

В 1958 году назначается главным режиссёром в единственный русский театр во Львове — Театр ПрикВО. Театр становится центром духовной жизни интеллигенции Львова.

В 1959 году ГлавПУР назначает его главным режиссёром ЦТСА.

В 1963 году становится главным режиссёром Театра им. Н. В. Гоголя.

В 1967—1984 гг. приходит на должность главного режиссёра в театр на Малой Бронной. Там уже год служит очередным режиссёром Анатолий Эфрос, снятый с должности главного режиссёра Московского театра им. Ленинского Комсомола. Под руководством Дунаева театр на Малой Бронной становится одним из лучших театров Москвы. Но семнадцатилетний расцвет театра куплен жестокой ценой[1]. Ни в одном театре мира не работали в таком странном тандеме две оригинальные художественные индивидуальности — Эфрос и Дунаев. Дунаеву приходилось немало потрудиться, чтобы защитить от нападок властей Эфроса, который получил абсолютную свободу творческого выбора за спиной главного режиссёра.Не борясь за популярность, намеренно отступал в тень, воспринимая театр как миссию, служение. В 1984 г. это служение закончилось громким скандалом, в котором приняла участие труппа под руководством директора театра И. Когана. При этом труппа практически была разделена надвое, но сложные и подчас конфликтные взаимоотношения между актёрами не влияли на целостность афиши и единое творческое лицо театра. Сознательно заняв двусмысленное положение в театре, Дунаев продолжал ставить спектакли. Скромный и интеллигентный руководитель, Дунаев сумел установить в театре атмосферу творчества, гармонии и культуры. Он принадлежал к уходящему режиссёрскому поколению, верящему в жизнестроительную функцию театра.

В 1984 году Управление культуры Москвы предлагает Дунаеву на выбор три театра: Таганку, Малый или Театр им. М. Н. Ермоловой. Дунаев от всего отказался, надеясь, что подобно ему поступит и Эфрос. Но Эфрос возглавил Театр на Таганке.

В 1984 году по просьбе М. Левитина приходит главным режиссёром в Московский театр миниатюр, который преобразует в драматический театр «Эрмитаж». Его последний спектакль «Брандербурские ворота» стал данью памяти М. Светлову, который завещал ему поставить свою пьесу.

Режиссёрский стиль Дунаева — максимум выразительности через актёра при минимуме внешних выразительных средств. Строгая, аскетичная графическая мизансцена наполняется живой эмоцией актёра, сообщающей действию смысловой объём. Сценическая метафора рождается из подробной и тщательно выстроенной логики психологического переживания актёра. Музыка, по мысли режиссёра, переводит реалистическое действие в сферу метафорических обобщений

© БиоЗвёзд.Ру