![]() |
Александр ЛипилинЛетчик истребитель
Дата рождения: 18.01.1913
Гражданство: Россия |
- Военный герой и воинственный летчик
- Военная карьера
- Великая Отечественная война
- Отражение налетов противника
- Подожженный самолет и выброс с парашютом
- Звание Героя Советского Союза
- Послевоенная карьера
- Перегонка самолетов по ленд-лизу
- Награды и почести
- Орденами Ленина (дважды)
- Биография Александра Липилина в контексте трассы АЛСИБ
Военный герой и воинственный летчик
Ранняя жизнь и образованиеАлександр Алексеевич Липилин родился 18 января 1913 года в городе Рассказово (ныне Тамбовская область) в семье рабочего. Окончив семь классов средней школы и школу фабрично-заводского ученичества в Каменском (ныне Днепродзержинск), он переехал в Свердловск в 1931 году.
Военная карьера
В 1934 году Липилин был призван в Красную Армию и служил до 1938 года. В 1937 году он окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и в 1940 году снова был призван на военную службу.
Великая Отечественная война
Оборона МосквыС июня 1941 года Липилин сражался на фронтах Великой Отечественной войны. В качестве командира звена 41-го истребительного авиационного полка он отличился в оборонительных боях под Москвой. К октябрю 1941 года он совершил 112 боевых вылетов, сбил 9 вражеских самолетов, уничтожил более 30 автомобилей с боеприпасами и разрушил 4 переправы.
Отражение налетов противника
Полк Липилина сыграл важную роль в отражении воздушных налетов на Москву. В частности, во время попытки немцев прорваться к столице 23 октября 1941 года его полк сбил 2 бомбардировщика Не-111. За весь октябрь летчики 41-го полка уничтожили 7 вражеских бомбардировщиков на подступах к Москве.
Подожженный самолет и выброс с парашютом
В октябре 1941 года во время вылета в тыл противника самолет Липилина был подожжен огнем зенитной артиллерии. Раненный летчик выбросился с парашютом из горящей машины и 6 дней пробирался к своим через леса и болота. Вернувшись в свой полк, он продолжил боевые вылеты и сбил еще 2 самолета.
Звание Героя Советского Союза
24 февраля 1942 года Липилину за отвагу и мужество, проявленные в боях с врагами, было присвоено звание Героя Советского Союза.
Послевоенная карьера
После войны Липилин продолжил службу в ВВС. Он командовал полком в Германии и на Кавказе, дивизией на Сахалине и Камчатке. В 1954 году он окончил курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1957 году - Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба. В 1961 году он ушел в отставку в звании полковника.
Перегонка самолетов по ленд-лизу
В период с 1942 по 1945 год Липилин командовал 5-м перегоночным авиационным полком, осуществлявшим переброску самолетов по ленд-лизу через Аляску в Сибирь (трасса АЛСИБ). Эти рейсы были крайне сложными из-за суровой погоды и отсутствия современных средств навигации.
Награды и почести
Александр Алексеевич Липилин был награжден многочисленными орденами и медалями, в том числе:
Орденами Ленина (дважды)
Орденом Красного Знамени (дважды)Орденом Отечественной войны 1-й степени (дважды)
Орденом Красной Звезды (дважды)
Медалью "За боевые заслуги"
Медалью "За оборону Москвы"
Секретная трасса АЛСИБ
Трасса АЛСИБ, созданная летом 1942 года, обеспечивала бесперебойные поставки самолетов в СССР. На протяжении 4800 км в сложнейших условиях Крайнего Севера трудились сотни тысяч людей, включая участников печально известного ГУЛАГа.
Биография Александра Липилина в контексте трассы АЛСИБ
Биография Липилина наглядно свидетельствует о сложной и опасной работе советских летчиков, которые перегоняли самолеты по трассе АЛСИБ. Не имея достаточной подготовки к полетам в условиях плохой видимости и отсутствия надежных навигационных систем, они рисковали жизнью, чтобы обеспечить фронт необходимой техникой.