![]() |
Александр ЛиверовскийРоссийский инженер путей сообщения, доктор технических наук, профессор.
Дата рождения: 23.08.1867
Гражданство: Россия |
- Ранние годы и образование
- Начало инженерной карьеры
- Строительство Транссибирской магистрали
- Участие в революционном движении
- Дальнейшая инженерная деятельность
- Политическая карьера
- Испытания и возвращение
- Научная и педагогическая деятельность
- Последние годы
Ранние годы и образование
Российский инженер путей сообщения Александр Васильевич Ливеровский родился 23 августа 1867 года в Петербурге. Его отец был дипломированным агрономом-лесничим, а брат — морским врачом.
В 1885 году Ливеровский окончил Кронштадтскую классическую гимназию с золотой медалью. Затем он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1889 году со степенью кандидата наук. Во время обучения в университете он увлекался астрономией и защитил кандидатскую работу о солнечном затмении.
Начало инженерной карьеры
После окончания университета Ливеровский отслужил в лейб-гвардии артиллерийской бригаде (1889-1890). Затем он поступил в Петербургский институт путей сообщения, который окончил в 1894 году.
Во время учебы Ливеровский проходил практику на строительстве Лозово-Севастопольской (1891) и Уфа-Златоустовской (1892) железных дорог, а также на сооружении железнодорожной линии Челябинск-Курган (1893).
Строительство Транссибирской магистрали
С 1894 по 1897 год Ливеровский работал инженером на строительстве Транссибирской железной дороги. В 1901-1905 годах он руководил строительством 16-километрового участка Кругобайкальской железной дороги, который включал в себя 12 тоннелей и 4 противообвальных галереи. Его усилия позволили открыть движение по этой дороге досрочно в 1904 году, что обеспечило переброску войск на фронт русско-японской войны.
Участие в революционном движении
Ливеровский был связан с революционным движением. В начале 1900-х годов он помог бежавшему из ссылки революционеру Ф. Э. Дзержинскому, а в 1905 году переводил деньги забастовочным комитетам и оформлял документы находившимся на нелегальном положении большевикам.
Дальнейшая инженерная деятельность
С 1907 по 1908 год Ливеровский руководил перестройкой Средне-Сибирской железной дороги, а с 1912 по 1915 год — строительством Восточно-Амурской железной дороги. В ходе этих работ он уделял особое внимание созданию нормальных бытовых условий для рабочих.
В 1914 году Ливеровский стал членом Российского географического общества. В 1915 году он забил последний костыль на Транссибирской магистрали и был назначен помощником начальника, а затем начальником Управления по сооружению железных дорог Министерства путей сообщения.
Политическая карьера
После Февральской революции 1917 года Ливеровский был назначен товарищем министра путей сообщения, а 31 августа — управляющим министерством. 25 сентября он стал министром путей сообщения.
В качестве министра Ливеровский стремился восстановить нормальную работу железных дорог и выступал против забастовок. 26 октября 1917 года он был арестован вместе с другими министрами и отправлен в Петропавловскую крепость.
Испытания и возвращение
После освобождения из-под ареста Ливеровский отказался от перехода на сторону большевиков. Он жил под Сочи и работал садовником, кухонным мужиком, сторожем и сигнальщиком на маяке. В 1921 году он участвовал в продолжении строительства Черноморской железной дороги через Абхазию.
В 1923 году Ливеровский переехал в Москву по приглашению Ф. Э. Дзержинского. Он работал техническим экспертом в различных ведомствах и преподавал в Институте инженеров путей сообщения. В 1924 году он вернулся в Ленинград и возглавил кафедру строительного искусства в этом институте.
Научная и педагогическая деятельность
Ливеровский был одним из ведущих консультантов в области транспортного строительства. Он занимался вопросами сооружения транспортных объектов в условиях вечной мерзлоты, сейсмичности и болотистости. Он подготовил экспертные заключения о проектах мостов, железных дорог и метрополитена.
Ливеровский не раз выезжал на консультации по вопросам мерзлоты и гидротехники на железных дорогах Сибири, Дальнего Востока и Севера. Он был также одним из инициаторов создания транспортной секции в Академии наук.
Последние годы
Во время Великой Отечественной войны Ливеровский остался в блокадном Ленинграде и работал в Оборонной комиссии по технической помощи фронту. Участвовал в проектировании ледовой "Дороги жизни" и давал консультации по инженерным вопросам.
После войны Ливеровский продолжил научную и педагогическую работу. Был награжден медалью "За оборону Ленинграда", орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, орденом Ленина. Умер 19 декабря 1951 года в Ленинграде.