Главная Войти О сайте

Александр Медведкин

Александр Медведкин

режиссер
Дата рождения: 24.02.1900
Гражданство: Россия
Александр Медведкин, сын пензенского железно-дорожного машиниста. Во время Гражданской войны боец, политработник 1-й Конной армии, старший инструктор политуправления Наркомата обороны. Медведкин руководил самодеятельным солдатским театром «гротеска и буффонады».

Началась кинокарьера Александра Медведкина после Гражданской войны, когда в 1927 году он, демобилизовавшись из Красной Армии, пришел работать на студию «Госвоенкино». Через три года Медведкин перешел на «Союзкино», где начал разрабатывать жанр сатирического кинопамфлета (фильмы: «Полешко», «Держи вора», «Фрукты-овощи»). Александр Медведкин выступил инициатором и организатором «кинопоезда» (1934) – киностудии на колесах, в основе работы к-рой принцип «Сегодня снимаем – завтра показываем». «Поезд» работал 294 дня, «разоблачая головотяпство, безобразие, срывы планов». Умение изобличать бюрократизм, бесхозяйственность, нерадивое отношение к труду в форме веселой короткометражной комедии, построенной на эксцентрике и гротеске, стало свежим веянием и даже открытием для кинематографа и пропаганды.

Самый известный фильм Медведкина – лубочно-сатирическая притча «Счастье» - высоко оценили, как при первых показах в 1934 году (С. Эйзенштейном, В. Пудовкиным), так и спустя много лет за рубежом. История «непутевого» крестьянина, а затем колхозника Хмыря, при всех ее агитационно-пропагандистских акцентах и упрощениях, поражала богатством фантазии, замысловатым соединением народного лубка и сюрреалистического гротеска. Но, к сожалению, «сверху» на «Счастье» Медведкина посыпалась гласная и негласная критика, заметно повлиявшая на весь дальнейший творческий путь режиссера. После «Счастья» Медведкин снял игровую комедию на «колхозную» тему «Чудесница». Фильм носил слишком явный отпечаток политической конъюнктуры, хотя и в нем были любопытные юмористические находки.

В годы Великой Отечественной войны Медведкин руководил фронтовыми киногруппами. В 1946 без особого успеха повторил опыт постановки полнометражной картины о жизни села («Освобожденная земля»), а затем занимался созданием киножурналов, специальных хроникальных выпусков, полнометражных хроникально-документальных лент.

Его очередная полнометражная игровая комедия «Беспокойная весна» (о покорителях целины) вновь была расценена как неудача. После этого Медведкин к игровому кино уже не возвращался и стал работать исключительно в жанре документальной публицистики. Изобличая неонацистов («Тень ефрейтора», «Склероз совести»), поджигателей войны («Безумие»), маоистов («Письмо китайскому другу», «Правда и неправда»), Медведкин оставался в поле конъюнктурного пропагандистского фильма, хотя нестандартные монтажные решения, ирония и личностная интонация (иногда он сам читал закадровый текст и даже появлялся в кадре) придавали его картинам своеобразие.

Опыт раннего творчества Медведкина, с его ориентацией на плакатную экспрессию и социальную ангажированность, горячо воспринимался в 1960 – 1970-е годы за рубежом (Франция, Чили, Алжир), где даже создавались группы «МедведКино». Медведкину посвящен документальный фильм французского режиссера К. Маркера «Поезд в пути».

Награды: 1967 - МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (Специальный приз, фильм "Тень ефрейтора"); 1968 - (Диплом по разделу хроникально-документальных фильмов, фильм "Тень ефрейтора"); 1974 - Государственная премия СССР (фильм "Ночь над Китаем"); 1974 - Государственная премия СССР (фильм "Склероз совести"); 1974 Государственная премия СССР (фильм "Тревожная хроника"); 1974 - МКФ документального кино в Нионе (Гран-при "Золотой Систерций", фильм "Тень ефрейтора"); 1980 - (Специальный приз жюри, фильм "Безумие"). Александр Иванович награжден Ордом Ленина (1971, 1976), Октябрьской Революции (1980), Красного Знамени (1941), Отечественной войны 2-й степени (1944), медаль «За взятие Кенигсберга» (1945) и др.

Источник: "Пензенская энциклопедия" / Гл. ред. К. Д. Вишневский.

- Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.:

© БиоЗвёзд.Ру