Главная Войти О сайте

Алексей Чаромский

Алексей Чаромский

Советский конструктор авиационных двигателей
Дата рождения: 15.02.1899
Гражданство: Россия
Содержание:
  1. Рождение и юность
  2. Петроград и Путиловский завод
  3. Революция и Гражданская война
  4. Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского
  5. Институт авиационного моторостроения (ЦИАМ)
  6. Отдел нефтяных двигателей (ОНД)
  7. Создание авиационного дизеля АН-1
  8. Арест и Особое Техническое бюро НКВД (ОТБ)
  9. Освобождение и назначение главным конструктором завода № 500
  10. Бомбардировщик Ер-2 и Сталинская премия
  11. Возвращение в ЦИАМ и докторская диссертация
  12. Главный конструктор завода им. В. Малышева
  13. Ленинская премия и танк Т-64
  14. Дальнейшая деятельность и наследие

Рождение и юность

Алексей Дмитриевич Чаромский родился 15 февраля 1899 года в бедной крестьянской семье в селе Чаромское Новгородской губернии. С раннего детства он столкнулся с лишениями: его отец умер, когда ему было всего полтора года, а мать одна воспитывала троих детей.

Петроград и Путиловский завод

В возрасте 12 лет Алексей отправился в Петроград, где ему удалось устроиться учеником в булочную. Три рубля из шестирублевого жалованья он отправлял матери. В 1913 году он поступил на Путиловский завод, где стал токарем. Параллельно он проходил вечернее обучение, стремясь получить среднее образование.

Революция и Гражданская война

В 1917 году Чаромский вступил в ряды РСДРП(б). В конце того же года он добровольцем ушел на Гражданскую войну в составе 5-й ударной армии. Воевал на Уральском и Восточном фронтах, где занимал различные должности.

Военно-воздушная академия им. Н.Е. Жуковского

После демобилизации в 1921 году Чаромский поступил на рабфак технологического института в Петрограде. Однако вскоре его призвали в армию, где он служил на руководящих постах в политотделах. Его тяга к знаниям и любовь к технике привели его в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, которую он окончил в числе первых выпускников в 1928 году.

Институт авиационного моторостроения (ЦИАМ)

По рекомендации Государственной экзаменационной комиссии Чаромского направили в Научный автомоторный институт (НАМИ), где он возглавил авиационный отдел. В рамках этой работы он изучал иностранные авиадвигатели и разрабатывал собственные модели. В 1930 году по инициативе Чаромского и других специалистов был создан Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ).

Отдел нефтяных двигателей (ОНД)

В ОНД под руководством Чаромского был выполнен значительный объем исследований и разработок. В частности, его работы по двухфазному впрыску топлива на 20 лет опередили аналогичные исследования за рубежом. Именно в ОНД зародился центр быстроходного дизелестроения, впоследствии выросший в самостоятельный Научно-исследовательский институт двигателей (НИИД).

Создание авиационного дизеля АН-1

Венцом работ ОНД под руководством Чаромского стало создание авиационного дизеля АН-1 в 1936 году. Этот двигатель был самым мощным в свое время и по многим параметрам превосходил известные зарубежные образцы. Позднее на основе АН-1 был создан танковый дизель В-2, широко применявшийся во время Великой Отечественной войны.

Арест и Особое Техническое бюро НКВД (ОТБ)

В 1938 году Чаромский был арестован. В ОТБ он возглавил моторную группу и спроектировал два образца авиационных дизелей, один из которых производился малой серией. В ночь на 11 августа 1941 года 6 тяжелых бомбардировщиков ТБ-7, оснащенных дизелями М-30, приняли участие в налете на Берлин.

Освобождение и назначение главным конструктором завода № 500

В 1942 году Чаромский был освобожден из заключения. Его назначили главным конструктором вновь созданного завода № 500, где начался серийный выпуск дизелей М-30. Дизель М-30Б, получивший в 1944 году индекс АЧ-30Б, стал самым мощным в мире авиационным дизелем того времени.

Бомбардировщик Ер-2 и Сталинская премия

Самолеты Ер-2, оснащенные дизелями АЧ-30Б, поступили на вооружение советских ВВС и активно применялись в боевых действиях. За создание и освоение серийного производства АЧ-30Б Чаромский в 1943 году был удостоен Сталинской премии первой степени.

Возвращение в ЦИАМ и докторская диссертация

После войны Чаромский вернулся в ЦИАМ, где продолжил работы по созданию двухтактных авиадизелей. Его докторская диссертация, успешно защищенная в 1953 году, была посвящена исследованию одноцилиндрового отсека М-305.

Главный конструктор завода им. В. Малышева

В 1954 году Чаромский стал главным конструктором завода им. В. Малышева в Харькове, где сформировал новое моторное конструкторское бюро и создал опытную и производственную базу. Под его руководством был разработан танковый дизель 5ТД, который прошел успешные испытания и продемонстрировал высокие эксплуатационные характеристики.

Ленинская премия и танк Т-64

Чаромский и его команда внесли значительный вклад в создание танка Т-64, отмеченного Ленинской премией. Однако сам конструктор не получил должного признания и лишь в 1971 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Дальнейшая деятельность и наследие

После ухода с поста главного конструктора Чаромский продолжал трудовую деятельность в институте двигателей АН СССР, где занимался научной работой и подготовкой молодых специалистов. Алексей Дмитриевич Чаромский был выдающимся ученым, конструктором, организатором и педагогом, внесшим неоценимый вклад в развитие отечественного авиа- и танкостроения. Он стал одним из основоположников отечественного дизелестроения и навсегда останется в истории как крупная фигура в этой области.

© БиоЗвёзд.Ру