Главная Войти О сайте

Алексей Иванов

Алексей Иванов

оперный певец, баритон
Гражданство: Россия

В реальном училище Твери, куда поступил Алексей Петрович, ставились силами учащихся самодеятельные спектакли. Первой ролью, которую исполнил Алексей, была партия Муравья в музыкальной инсценировке басни Крылова "Стрекоза и Муравей". По окончании училища Алексей Петрович поступает на физико-математическое отделение Тверского педагогического института. С 1926 года он работает преподавателем физики, математики и механики в школе ФЗУ Тверского вагоностроительного завода. В этот период и начинаются серьёзные занятия пением. В 1928 году Иванов поступает в Ленинградскую консерваторию, не прерывая преподавания точных наук уже в школах и техникумах Ленинграда.

Очень много дала певцу в приобретении вокально-сценических навыков оперная студия при консерватории, где он занимался под руководством Ивана Васильевича Ершова. С большой теплотой вспоминал Алексей Петрович свою первую роль, исполненную на сцене студии - партию Скарпиа в опере Дж. Пуччини "Тоска". С нею в 1948 году уже признанный к тому времени певец, солист Большого театра, выступил на фестивале "Пражская весна" в пражском оперном театре в ансамбле с Дино Бодести и Ярмилой Пеховой. Под руководством Ершова Иванов также подготовил партию Грязного ("Царская невеста").

Значительную роль в формировании сценического дарования артиста сыграли годы пребывания в Ленинградском академическом Малом оперном театре, на сцене которого Алексей Петрович начал выступать в 1932 году. Уже в тот период пристальное внимание молодого певца привлекали творческие принципы Станиславского, его реформы в области музыкального театра, его стремление преодолеть оперные штампы, в жертву которым часто приносились интересы актёра-певца, в связи с чем оперный спектакль терял цельность и распадался на ряд отдельных, более или менее удачно спетых партий. В период работы в МАЛЕГОТе Иванов встретился с К. С. Станиславским и имел с ним продолжительную беседу, во время которой получил ценнейшие уроки воплощения оперных образов.

В 1936-38 годах артист выступает на сцене Саратовского и Горьковского оперных театров. В Саратове он с большим успехом выступил в роли Демона в одноимённой опере А. Рубинштейна. Уже позднее, исполняя партию Демона в филиале Большого театра, певец значительно углубил сценическую характеристику лермонтовского героя, найдя выразительные штрихи, оттеняющие его неукротимый бунтарский дух. Вместе с тем певец придавал Демону черты человечности, рисуя его не столько мистическим существом, сколько сильной личностью, не желающей мириться с окружающей несправедливостью.

На сцене филиала Большого театра Алексей Петрович дебютировал в роли Риголетто в 1938 году. Если на западноевропейских сценах главным героем обычно является Герцог, партия которого входит в репертуар именитых теноров, то в шедшей тогда постановке Большого ведущее значение приобрела судьба шута Риголетто. За годы своей работы в Большом театре Иванов спел практически весь баритоновый репертуар, и особенно была отмечена критикой и зрителями его работа над ролью Беса в опере "Черевички". В этой роли Алексей Петрович блеснул гибкостью сильного и звучного голоса, законченностью актёрского мастерства. Его голос очень ярко звучит в сцене заклинания. Присущее артисту чувство юмора помогло снять с образа Беса налёт фантастичности - Иванов рисовал его комически-суетливым, вертлявым существом, тщетно пытающимся встать на пути человека. В 1947 году с большим успехом Иванов исполнил партию Петра в новой постановке и редакции оперы А. Серова "Вражья сила". Перед ним стояла очень сложная задача, поскольку в новой редакции произведения центральным образом становился Пётр вместо кузнеца Ерёмки. Вот как писала критика тех лет: "С этой задачей Алексей Иванов справился блестяще, переместив центр тяжести спектакля на созданный им глубоко правдивый вокально-сценический образ, выразительно оттенив порывы мятущегося Петра, резкие переходы от неукротимого веселья к сумрачной подавленности. Нельзя не отметить, что артист в этой роли приблизился к первоисточнику оперы - к драме Островского "Не так живи, как хочется" и верно понял её идею, её этическую направленность".

Горячий темперамент и сценическая одарённость всегда помогали Алексею Петровичу поддерживать напряжённость драматического действия, добиваться цельности оперных образов. Очень удачно получился у певца образ Мазепы в опере П. И. Чайковского. Артист смело вскрывал противоречия между благородством внешнего облика старого гетмана и его низменной сущностью предателя, которому чужды добрые человеческие чувства и побуждения. Холодный расчёт руководит всеми помыслами и поступками Мазепы в исполнении Иванова. Вот Мазепа отдал приказ казнить Кочубея - отца Марии. И, совершив эту подлость, он нежно обнимает слепо доверившуюся ему Марию и вкрадчиво спрашивает, кого из двух - его или отца - она бы прине сла в жертву, если один из них двоих должен был бы умереть. Алексей Иванов проводил эту сцену с удивительной психологической выразительностью, ещё более возрастающей в последней картине, когда Мазепа видит крушение всех своих планов.

Алексей Петрович Иванов объездил практически весь Советский Союз с гастролями, побывал за рубежом, участвовал в различных оперных постановках зарубежных оперных театров. В 1945 году после выступлений в Вене артист получил лавровый венок с надрисью: "Большому артисту от благодарного освобождённого города Вены". Певец всегда помнил завет М. И. Глинки о "свободно льющемся звуке, тепло окрашенном и всегда осмысленном". Эти слова невольно вспоминаются, когда слышишь пение Алексея Петровича, когда восхищаешься его прекрасной дикцией, доносящей до слушателя каждое слово. Иванов - автор ряда книг, среди которых особое место занимают его воспоминания, опубликованные в книге под названием "Жизнь артиста".

© БиоЗвёзд.Ру