![]() |
Алексей КручёныхРусский поэт-футурист.
Дата рождения: 21.02.1886
Гражданство: Россия |
- Ранее творчество и футуристические идеи
- Сотрудничество с Хлебниковым
- Теоретик и практик "заумной поэзии"
- Футуризм в Грузии и Москве
- Левое крыло ЛЕФа и деятельность антиквара
- Отход от литературы и увековечивание
- Наследие и неоднозначная оценка
Ранее творчество и футуристические идеи
Русский поэт-футуристАлександр Кручёных (настоящая фамилия — Ефим Гриневич) родился в крестьянской семье. В 1906 году окончил Одесское художественное училище. С 1907 года жил в Москве и начинал как журналист, художник и автор пародийно-эпигонских стихов.
С 1912 года активно выступал как один из основных авторов и теоретиков русского футуризма. Участвовал в альманахах футуристов и выпускал теоретические брошюры и авторские сборники, которые целиком сам рисовал (включая шрифт).
Сотрудничество с Хлебниковым
Кручёных выступил соавтором Велимира Хлебникова в поэме "Игра в аду" и либретто футуристической оперы "Победа над солнцем" (музыка Михаила Матюшина). В последней провозглашался триумф техники над романтикой природы, а также призыв к замене природного солнца искусственным электрическим светом.
Теоретик и практик "заумной поэзии"
Кручёных был главным теоретиком и практиком "заумной поэзии". Он утверждал, что в его хрестоматийно известном заумном тексте "на собственном языке" из сборника "Помада" больше национального духа, чем во всей поэзии Пушкина.
Футуризм в Грузии и Москве
Во время Первой мировой войны и революции Кручёных жил в Тифлисе. Там он основал группу футуристов "41°", в которую вошли Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Николай Чернавский и Юрий Марр. Группа продолжала писать стихи и теоретические книги. В 1920 году Кручёных жил в Баку, а в 1920-е вернулся в Москву.
Левое крыло ЛЕФа и деятельность антиквара
Кручёных примкнул к группе ЛЕФа, став её "левым флангом". Также он занимался антикварной и букинистической деятельностью, подготовил несколько сборников статей и стихов в свою честь. Вокруг него сложился ореол "великого заумника" и "буки русской литературы".
Отход от литературы и увековечивание
После гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева Кручёных вынужденно отходит от литературы. Он жил продажей редких книг и рукописей, что тогда не приветствовалось. В 1930-е годы Кручёных публикует последнюю свою "продукцию" — сборник "Ирониада" — тиражом в 150 экземпляров, размноженных гектографическим способом. В 1950-е годы он заметил и напутствовал поэтов лианозовской школы и более молодого поколения.
Наследие и неоднозначная оценка
Александр Кручёных оставил после себя большое и неоднозначное наследие. Мнения о его творчестве варьируются от признания его великим новатором-экспериментатором до полного отрицания литературных способностей. Когда 82-летний Кручённых умер, Корней Чуковский, свидетель первых выступлений футуристов, отметил: "Он один оставался из всего Маяковского окружения".