|
Алексей ЩусевАрхитектор, автор Мавзолея
Дата рождения: 08.10.1873
Гражданство: Россия |
- Происхождение и детство
- Молодые годы и образование
- Путешествия и творческое развитие
- Начало карьеры в Петербурге
- Национальное направление в архитектуре
- Петербуржские мотивы и поздние работы
Происхождение и детство
Архитектор Алексей Викторович Щусев считал себя потомком украинских казаков. Он гордился своим происхождением и чувствовал связь с легендарным Тарасом Бульбой.
Молодые годы и образование
Отец Щусева был чиновником и увлекался общественной деятельностью. Мать происходила из интеллигентной среды, что повлияло на воспитание Алексея. С ранних лет он проявлял талант художника и обучался в мастерской Леонтия Бенуа.
Путешествия и творческое развитие
В 1895 году Щусев отправился в Самарканд в составе археологической экспедиции и исследовал гробницу Тамерлана. Год спустя он получил золотую медаль за дипломный проект и отправился путешествовать по Европе. Однако вместо архитектуры его более интересовало искусство и изучение памятников архитектуры.
Начало карьеры в Петербурге
Щусев вернулся в Петербург и открыл собственную мастерскую. Несмотря на талант и связи, он столкнулся с конкуренцией и финансовыми трудностями. Однако его настойчивость и творческий дух помогли ему добиться успеха.
Знакомство с графом Олсуфьевым и создание Храма-памятника на Куликовом поле
Граф Олсуфьев предложил Щусеву модернизировать его фамильные особняки на Фонтанке. Успех этого проекта привел к новому крупному заказу — созданию Храма-памятника на Куликовом поле. Инновационный дизайн Щусева с башнями, символизирующими Пересвета и Ослябю, получил признание.
Национальное направление в архитектуре
Щусев стал лидером архитектурного направления, возрождавшего национальные традиции. Он создал ряд шедевров в этом стиле, в том числе Почаевский собор, Марфо-Мариинскую обитель и церковь в селе Натальевка.
Петербуржские мотивы и поздние работы
Петербург оставался источником вдохновения для Щусева, и его мотивы прослеживались во многих его провинциальных проектах. В 1914-1916 годах он строил железнодорожные вокзалы, используя элементы петровской и елизаветинской архитектуры. Последним дореволюционным творением Щусева стал памятник А. И. Куинджи в Александро-Невской лавре.