![]() |
Алексей ШелестИнженер, изобретатель множества удивительных устройств
Дата рождения: 11.02.1878
Гражданство: Россия |
- Инженер, подаривший миру тепловоз
- Воплощение мечты
- Ключевые разработки
- За границей
- Проект тепловоза
- Сотрудничество с Англией
- Возвращение в СССР
- Завершение проекта
- Личная жизнь
Инженер, подаривший миру тепловоз
Детство и юностьАлексей Несторович Шелест родился в начале XX века. В раннем возрасте он проявил склонность к изобретательству и страсть к железной дороге. В 1915 году он окончил Императорское техническое училище, защитив диплом по тепловозу.
Воплощение мечты
Незадолго до Октябрьской революции Шелест получил царский патент на тепловоз. Но реализовать свое изобретение ему помешала революция. Впоследствии он занимал различные должности, связанные с железнодорожным транспортом.
Ключевые разработки
В 1919-1920 годах Шелест представил Комитету по делам изобретений несколько своих работ, в том числе силовую установку для тепловоза. Он предусмотрел варианты с поршневым и газотурбинным двигателем, что стало новаторской идеей для того времени.
За границей
В начале 1920-х годов Шелест был отправлен в Европу с советской железнодорожной миссией. В ходе этой поездки он изучал паровозостроение, обнаружил некорректности в контрактах, что позволило ему сэкономить значительное количество средств для СССР.
Проект тепловоза
В 1922 году, когда в СССР возник кризис на железных дорогах, вспомнили о проекте тепловоза Шелеста. Было решено построить три экспериментальных тепловоза по его схемам. Дзержинский, возглавлявший Комиссариат путей сообщения, сыграл решающую роль в этой инициативе.
Сотрудничество с Англией
Заказы на тепловозы были размещены в Англии и Германии. Шелест отправился в Англию на завод "Армстронг Витворт". Однако в ходе работы произошел таинственный инцидент с кражей чертежей тепловоза. Несмотря на препятствия, Шелест продолжал работу, но сотрудничество с Англией было прервано в 1927 году из-за разрыва дипломатических отношений.
Возвращение в СССР
Шелест вернулся в Москву, где попытался отстоять свой проект. Однако комиссия под руководством Ошуркова, бывшего друга Шелеста, выступила против продолжения работы в Англии и перенесла ее в Россию.
Завершение проекта
Первый в мире магистральный тепловоз был построен в Германии в 1924 году, но первое серийное производство тепловозов было организовано в СССР в 1932 году. Шелест, который внес огромный вклад в развитие тепловозостроения, впоследствии не получил должного признания за свои заслуги.
Личная жизнь
После инцидента в Англии коллеги перестали общаться с Ошурковым. Сам Ошурков тяжело переживал свое предательство и умер от цирроза печени в 1927 году.