Главная Войти О сайте

Алексей Тарасов

Алексей Тарасов

Летчик истребитель
Дата рождения: 22.03.1922
Гражданство: Россия

Родился 22 Марта 1922 года в деревне Гаврильцево, ныне Собинского района Владимирской области, в семье крестьянина. Окончил 2 курса индустриального техникума. С 1940 года в ВМФ. В 1941 году окончил Серпуховскую военную авиационную школу пилотов.

С Октября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Июлю 1944 года заместитель командира эскадрильи 20-го истребительного авиационного полка ( 14-я смешанная авиационная дивизия, ВВС Северного флота ) Капитан А. К. Тарасов совершил 213 боевых вылетов, в 48 воздушных баях сбил 10 вражеских самолётов. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1956 года Подполковник А. К. Тарасов - в запасе. Жил в Ленинграде, работал в транспортной авиации ГВФ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 29 Октября 1984 года. Бюст Героя установлен на территории Музея ВВС Северного флота.

* * *

На цветном телевизионном экране происходило невероятное. Пара истребителей Первой мировой войны, жёлтый "Ньюпор" и ярко - красный триплан "Фоккер", в боевом порядке "пеленг" пикировала на зелёное поле парижского аэроклуба. Однако никого из многих тысяч зрителей этот боевой маневр не заставил бежать в поисках укрытия. Наоборот; слышались восторженные приветствия, щёлкали поднятые к небу фотокамеры.

А к взлётной полосе подруливала "Чайка". Да, наш прославленный Халкин - Голом, лучший из истребителей - бипланов мира И-153 !

Крутили высший пилотаж учебно - тренировочные истребители Як-11, подставляли телекамерам бортовые эмблемы "Нормандин - Неман" самые лёгкие и маневренные "ястребки" Второй мировой войны Як-3...

Париж наслаждался ярким зрелищем, мастерством пилотов и мягким рокотом поршневых моторов над зелёной травой, блеском разноцветных крыльев в голубом небе и замысловатыми гербами асов всех времён на фюзеляжах.

Не было видно на лицах зрителей только одного: удивления. Того самого удивлении, которое испытал каждый неравнодушный к авиации телезритель в нашей стране: откуда это всё у них ? Почему "там" наша история, история покорения неба, живёт и доступна каждому ? Почему в самый обычный воскресный день можно привести сынишку на аэродром и сказать: "Посмотри и потрогай рукой. Это - "Ньюпор". На таком, в России, знаменитый Нестеров когда - то сделал мёртвую петлю. А это - русский самолёт - разведчик Р-5, вывозивший челюскинцев из ледоного плена..."

Дела службы привели однажды Полковника войск ПВО В. Нагорного в заполярный Нарьян - Мар. Уличные фонари рассеивали темень полярной ночи. Он дышал на боковое стекло "Уазика", надеясь растопить иней и рассмотреть город. Ненадолго это удавалось, и тогда были видны двухэтажные деревянные дома, заснеженные тротуары, редкие прохожие, закутанные до самых глаз, спешащие куда - то в 40-градусный мороз.

У одного из домов, на очищенном от сугробов тротуаре, в свете фонари промелькнул странный предмет, вызвавший неясные ассоциации. Неужели авиадвигатель ? Как он здесь оказался ?

Через день, выкроив час из напряжённого графика работы, Владимир Нагорный с помощью водителя "Уазика" разыскал эту улицу и дом. Да, на тротуаре, на двух дощечках, стоял авиационный мотор типа "ВК-105". Того самого типа, который устанавливался на истребители Як-1, Як-3, Як-9. Домик, у которого находился "экспонат", оказался местный краеведческим музеем.

Потрясшую офицера историю этого мотора рассказал корреспондент Ненецкой окружной редакции радио член Союза журналистов СССР ветеран и патриот Заполярья Виктор Фёдорович Толкачев.

В годы войны жители Нарьян - Мара, оленеводы и охотники, собрали деньги и купили истребитель Як-9. Самолёт был вручен лётчику Алексею Тарасову. Неизвестно точно, в каких конкретно воздушных сражениях участвовал лётчик А. Т. Тарасов, каких званий и должностей достиг к концу войны. Известно одно: он стал Героем Советского Союза.

Закончив войну, лётчик отблагодарил нарьянмарцев за подарок наиболее достойным образом. Он прилетел на "Яке" в Нарьян - Мар и зарулил на центральную городскую площадь. Истребитель встал на невысокий пьедестал, так, чтобы каждый житель города мог видеть многочисленные звёздочки на его капоте. Видеть и гордиться: ведь это были и его победы.

Прошли годы. Разворачивалась новая жизнь. Новым руководителям города, округа понадобились иные, свои победы. А значит, и иные символы. На площади решено было воздвигнуть современное здание. Напротив, как и подобает перед большими зданиями такого предназначения - памятник Ленину, а "Як" м ешал. Его можно было перекатить на другую площадь. Отдать пионерам. Поставить во дворе школы. Но его просто разломали и растащили. Мотор успел спрятать в своём сарае какой - то человек ( не знаю его имени ), большое ему за это спасибо. И вот этот самый мотор выставлен у музея. Надолго ли ?..

Начальство давно сменилось. Но сменилось ли наше отношение к нашей истории ? Что видят люди в невзрачном куске металла на тратуаре в городе Нарьян - Маре ? В других местах, где ещё видны сквозь прозрачную воду озёр "Яки" и "Илы", "Харрикейны" и "Мессершмитты". Что думают, глядя в музее ВВС в Монине на плохой деревянный макет И-16, знаменитого "Ишачка", чкаловского крестника ? А потом - на экран телевизора, где сияет аэролаком боевой, живой И-16 во французском ( немецком, американском и так далее ) музее, готовый хоть сейчас взлететь и продемонстрировать на что способна была советская конструкторская мысль в далёкие 1930-е годы...

© БиоЗвёзд.Ру