|
Амет-Хан СултанСоветский военный лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза.
Дата рождения: 20.10.1920
Гражданство: Россия |
- Детство и юность
- Начало военной карьеры
- Великая Отечественная война
- Сталинградская битва
- Дальнейшие сражения
- Завершение войны
- Послевоенная карьера
- Гибель
Детство и юность
Амет-Хан Султан родился 20 октября 1920 года в Алупке, Крым, в семье рабочего. Закончив семь классов и школу ФЗУ, работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе.
Начало военной карьеры
В 1939 году Амет-Хан вступил в РККА. В 1940 году окончил Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу и получил звание младшего лейтенанта. Служил в 4-м истребительном авиационном полку под Кишинёвом.
Великая Отечественная война
Ранние годы войныСвой первый боевой вылет Амет-Хан совершил на рассвете 22 июня 1941 года. К октябрю 1941 года совершил 130 вылетов на разведку и штурмовку войск противника, за что был награжден орденом Красного Знамени. В декабре 1941 года прошел переподготовку на истребитель "Харрикейн".
Сталинградская битва
В 1942 году Амет-Хан воевал в составе 9-го гвардейского истребительного авиационного полка в Сталинграде. Здесь совершил 110 боевых вылетов и сбил 7 вражеских самолетов.
Дальнейшие сражения
В 1943 году Амет-Хан вошел в состав эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка. К августу 1943 года совершил 359 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев и сбил 11 вражеских самолетов лично и 19 в группе. За эти достижения был награжден званием Героя Советского Союза.
Позднее Амет-Хан воевал в составе 16-го истребительного авиационного полка, где летал на самолетах "Аэрокобра". Он также принимал участие в боях за Крым, Севастополь и Восточную Пруссию.
Завершение войны
Свой последний боевой вылет Амет-Хан совершил 25 апреля 1945 года в небе Берлина, где сбил FW-190. 29 июня 1945 года был награжден второй медалью "Золотая Звезда".
Послевоенная карьера
В 1946 году Амет-Хан ушел из Военно-воздушной академии и поступил на работу в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). В 1953 году был удостоен Сталинской премии 2-й степени за испытания самолета-аналога "К". В 1961 году ему было присвоено звание "Заслуженный лётчик-испытатель СССР". Всего освоил около 100 типов летательных аппаратов.
Гибель
Амет-Хан Султан погиб 1 февраля 1971 года при испытании нового двигателя на самолете Ту-16ЛЛ. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.