Главная Войти О сайте

Анатолий Иксанов

Анатолий Иксанов

Генеральный директор "Большого театра"
Дата рождения: 18.02.1952
Гражданство: Россия
Анатолий Геннадьевич (Тахир Гадельзянович) Иксанов родился 18 февраля 1952 года в Ленинграде.

В 1977 году Иксанов стал выпускником отделения экономики и организации театрального дела театроведческого факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Отмечалось, что в театральном вузе он, мастер спорта по фехтованию, оказался после того, как его "переманили туда из 'Военмеха'" (Ленинградского ордена Красного Знамени Механического института).

После окончания института Иксанов год по распределению работал главным администратором в Ленинградском Малом драматическом театре. В 1978 году он стал главным администратором в Большом драматическом театре имени Максима Горького (БДТ, с 1992 года - Санкт-Петербургский академический Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова), в который он пришел по приглашению главного режиссера театра Георгия Товстоногова. С 1983 года по 1996 год Иксанов занимал должность заместителя директора театра. Параллельно в 1994 году Иксанов для поддержки деятельности БДТ и социальной защиты его работников создал благотворительный фонд и стал его исполнительным директором, а в 1996 году он занял пост директора театра. Отмечалось, что во время работы в театре Иксанов проходил стажировку в США, Франции и Швейцарии, где изучал зарубежный опыт в области театрального менеджмента.

В 1998 году Иксанов занял должность заместителя генерального директора телеканала "Культура", одним из основателей и главным редактором которого являлся Михаил Швыдкой, в мае того же года занявший пост председателя Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК). Уже через несколько лет СМИ называли Иксанова человеком Швыдкого, ставшего в 2000 году министром культуры РФ.

В сентябре 2000 года распоряжением главы правительства РФ Михаила Касьянова Иксанов был назначен генеральным директором Государственного академического Большого театра России (ГАБТ). Отмечалось, что правительство собиралось взять под контроль выделяемые на намеченную реконструкцию театра "огромные денежные потоки", в связи с чем руководителем театра и был назначен "грамотный специалист, менеджер, который возьмет на себя нетворческие вопросы". Но если сначала Иксанова, не известного еще Москве, как отмечала "Независимая газета", приняли сдержанно, то уже в апреле 2001 года "Культура" предположила, что, "судя по всему, менеджмент скоро станет самой сильной стороной" Большого театра.

Придя в ГАБТ, Иксанов в рамках борьбы с многочисленными спекулянтами с помощью международной консалтинговой компании McKinsey, имевшей опыт по оптимизации управления музеев и театров, кардинально изменил систему продажи билетов. Позднее, рассуждая об изменениях в ГАБТ, произошедших с того момента, как он возглавил театр, Иксанов отмечал, что ему и его сподвижникам удалось вернуть Большой театр на международную арену. "Бюджет вырос в несколько раз, в связи с этим выросли и заработная плата, и гонорары. Честно говоря, этому очень способствовали президентские гранты", - рассказывал он. Подчеркивал директор Большого и важность создания попечительского совета ГАБТ, что, по его словам, "гарантировало получение дополнительных доходов на годы вперед". В совет вошли крупные чиновники и бизнесмены, а также представители таких компаний, как "Лукойл", "Базовый элемент" "Транснефть", Внешторгбанк, "Северсталь-групп". В прессе отмечалось, что именно Иксанов первым в России ввел в обиход термин "фандрейзинг" (от англ. fund-raising) - обозначив им сбор внебюджетных, спонсорских средств для осуществления социально значимых проектов некоммерческих организаций.

Еще одним важным моментом для возглавляемого им театра Иксанов называл "открытие Новой сцены и тем самым создание возможности для закрытия на ремонт основного здания". Он подчеркивал, что согласно принятому проекту реконструкции и реставрации ГАБТА предполагается максимально "сохранить здание как памятник архитектуры". Между тем реализация проекта с самого начала сопровождалась скандалами вокруг финансирования. Так, в 2006 году из состава попечительского совета театра вышел московский мэр Юрий Лужков, выступивший, согласно официальной версии, против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции ГАБТа. Реконструкцию старого здания театра планировалось завершить в 2008 году, однако позднее было объявлено, что она будет завершена лишь к концу 2010 - началу 2011 года. Впоследствии реконструкция здания Большого театра в соответствии с поручением президента России Дмитрия Медведева перешла к столичным властям, о чем летом 2009 года лично сообщил московский мэр. "Лужков, в свое время обойденный при определении подрядчика реконструкции, может праздновать победу", - писала газета "Время новостей", подчеркивая, что при этом, конечно, на градоначальника ляжет и "ответственность за своевременную достройку театра".

В целом, оценивая итоги деятельности Иксанова на посту генерального директора ГАБТа, пресса отмечала, что и после закрытия основной сцены театр продолжал "выпускать премьеру за премьерой", однако "ни одна из них событием не стала", а в обществе в большинстве случаев обсуждались не премьеры, а "бесконечные скандалы". Среди них в 2005 году СМИ пристально следили за судьбой скандальной постановки "хулиганской оперы" "Дети Розенталя" на музыку композитора Леонида Десятникова по либретто писателя-постмодерниста Владимира Сорокина. Постановка вызвала недовольство ряда посетивших генеральную репетицию депутатов. Помимо этого, в 2005 году директор Большого театра выступил с громким заявлением о плановых массовых увольнениях сотрудников, вызванных необходимостью сэкономить средства не реставрацию театра. Значимым событием 2006 года стал выход из состава попечительского совета Лужкова, выступавшего против завышенной, по его мнению, сметы реконструкции Большого театра. Также широко обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг Иксанова и бывшей солистки театра балерины Анастасии Волочковой, которая, сочтя оскорбительным высказывание директора по поводу ее роста и веса, подавала на него в суд, но судебный процесс по этому поводу весной 2004 года проиграла.

Иксанов - заслуженный работник культуры России (1994), заслуженный деятель искусств Украины (2004). Он - один из авторов книг "Как просить деньги на культуру" (СПб, 1995 год) и "Благотворительный фонд БДТ. Теория и практика успеха" (СПб, 1997 год). Как гендиректор ГАБТа, Иксанов удостоен ряда общественных наград: он - лауреат ежегодной национальной премии "Персона года", учрежденной Российским информационным агентством "РБК" (2004), Театральной премии газеты "Московский комсомолец" (2005) и Национальной премии общественного признания "Россиянин года", учрежденной Российской академией бизнеса и предпринимательства (2006).

На вопросы о свободном времени Иксанов отвечал, что его у него абсолютно нет. По его словам, все самое интересное все равно происходит именно на работе, в театре. "Единственное – летом можно две недели выкроить, поехать на дачу, покосить траву газонокосилкой", - отшучивался он.

© БиоЗвёзд.Ру