Главная Войти О сайте

Анатолий Карелин

Анатолий Карелин

Летчик истребитель

Имя: Анатолий
Фамилия: Карелин
Дата рождения: 16.07.1922
Гражданство: Россия



Родился 16 Июля 1922 года в селе Далматово, ныне город Курганской области. В 1940 году окончил спецшколу № 12 в Краснодаре. В Красной Армии с Июня 1941 года. Окончил Краснодарскую военную школу пилотов в 1944 году. На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 1944 года.

Затем остался служить в ВВС. Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов. 14 Июля 1953 года за образцовое выполнение служебного долга заместителю командира истребительного авиационного полка Майору А. М. Карелину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Затем продолжал службу в ВВС. В 1957 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1964 году - Военную академию Генерального штаба. С 1970 года Генерал - Майор авиации А. М. Карелин - в запасе. Жил в Ленинграде. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 3 Января 1974 года.

* * *

В Северную Корею Капитан А. М. Карелин попал в начале лета 1951 года, в составе 351-го ИАП, вооружённым истребителями Ла-11. Летая на этих самолётах лётчики действовали, как правило, лишь в ночных условиях.

К началу лета 1951 года Стратегическая бомбардировочная авиация США существенно ограничила дневные налёты на военные объекты, а с Октября прекратила их окончательно. С той поры В-29 стали действовать исключительно ночью. Почувствовав перемену в тактике и стратегии противника, Советское командование срочно приступило к подготовке специального авиаполка для ведения ночных боевых действий в небе Кореи.

351-й авиаполк начал создаваться на базе 153-й истребительной авиационной дивизии и был вооружён поршневыми истребителями Ла-11. В него начали прибывать лётчики, имевшие опыт ночных полётов в сложных метеоусловиях. В Июне 1951 года полк был укомплектован и 13-го числа в полном составе перелетел из Саншилипу в Аньшань. Его командиром стал Полковник И. А. Ефимов. Главной задачей полка было прикрытие важнейших стратегических объектов: моста через реку Ялуцзян в районе города Аньдун, ГЭС в районе города Сингисю, аэродромный узел Аньдун и сам Аньшань. Вскоре полк в составе 3-х эскадрилий ( по 10 самолётов в каждой ) приступил к ночным дежурствам.

Первую победу одержал Старший лейтенант В. Курганов, сбивший двухмоторный В-26 "Инвайдер", но с Сентября 1951 года в ночном небе появились В-29 и соперничать с ними на Ла-11 стало сложновато. "Крепости" забирались на высоту до 10 км и после нанесения бомбового удара с резким снижением уходили в сторону залива, куда нашим лётчикам заходить запрещалось. При этом они разгонялись до 700 км/час и Ла-11, имея максимальную скорость в 680 км/час, догнать их не могли...

В начале Декабря на боевые дежурства стали заступать наиболее опытные лётчики полка. В одну из ночей готовность заняли два заместителя командира полка Майоры Галышевский ( по политчасти, позднее сбил 2 В-29 ) и Карелин ( по лётной подготовке ). Встретив в ночном небе В-29 Карелин атаковал его, но неудачно, "Крепость" ушла. После проведения ряда экспериментов, было установлено, что бороться с В-29 могут только реактивные МиГ-15.

В начале Января 1952 года в Китай прибыла 97-я истребительная авиадивизия ПВО под командованием Героя Советского Союза Полковника А. П. Шевцова. Одна из её эскадрилий была передана в 351-й авиаполк, для обучения пилотов полка полётам на МиГ-15. В Мае 1952 года была одержана первая победа. Майор Карелин в свете прожекторов увидел одиночный В-29 и, подойдя к нему вплотную, расстрелял в упор. 10 Июля 1952 года американцы предприняли массированный налёт на охраняемые лётчиками 351-го авиаполка объекты. В этом ночном воздушном сражении было сбито три В-29, ещё несколько самолётов получили тяжёлые повреждения ( из них - 2 машины сбил Карелин и ещё 1 повредил ).

В одном из последующих вылетов, Карелин поднялся на перехват В-29 по данным РЛС и был наведён так точно, что при сближении с самолётом противника чиркнул лафетом своего "МиГа" возле кормовой пушки оператора наведения ( привёз вмятину на лафете ). Стрелок кормовой установки В-29, не видя противника, начал беспорядочно палить из пушек и тем самым выдал себя. По его огню наш пилот определил, где находится самолёт, и в упор расстрелял "Крепость". Это случилось в конце Ноября 1952 года.

В Феврале 1953 года в районе города Ансю Карелин перехватил очередной В-29 и сбил его. Однако, стрелками с "бомбёра" была повреждена и его машина. Из - за перебитого трубопровода после разворота домой, спустя некоторое время, остановился двигатель. Но наш Ас не потерял самообладания и, дотянув до ВПП аэродрома, точно и хладнокровно посадил израненую машину на полосу. В самолёте Карелина обнаружили 117 пробоин, только в кабине лётчика их было 9. К счастью, сам пилот не пострадал.

Это была последняя - 5 победа А. М. Карелина - после этого боя ему запретили вылетать на боевые задания и дали отдохнуть. А 18 Февраля 351-й ИАП возвратился в СССР, записав на свой боевой счёт около 15 сбитых вражеских самолётов. 14 Июля 1953 года Майору А. М. Карелину была вручена "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и орден Ленина за 5 побед одержанных в ночном небе Кореи ( всего совершил около 50 боевых вылетов ).

Следует отметить, что свои последние вылеты Анатолий Карелин совершил на самолёте с бортовым номером "325", переданный в 351-й ИАП из 97-й авиационной дивизии ПВО. Самолёт был полностью окрашен в светло серый цвет, поверх которого на верхние и боковые поверхности из краскопульта нанесли тёмно - зелёные полосы, пятна и разводы.

© БиоЗвёзд.Ру