Главная Войти О сайте

Анатолий Морозов

Анатолий Морозов

Командир звена 4-го истребительного авиационного полка
Дата рождения: 04.07.1916
Гражданство: Россия
Родился 4 Июля 1916 года в городе Бежица, ныне в черте города Брянска, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал на паровозостроительном заводе. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Июлю 1941 года командир звена 4-го истребительного авиационного полка ( 20-я смешанная авиационная дивизия, 9-я армия, Южный фронт ) Старший лейтенант А. А. Морозов лично сбил 7 и в группе 2 самолёта противника, 8 - уничтожил на земле.

7 Июля 1941 года над районом сёл Варница, Гура - Быкулуй, Калфа ( Новоаненскнй район Республики Молдова ) в воздушном бою сбил вражеский бомбардировщик, а когда кончились боеприпасы, таранил истребитель проитивника. Приземлился на парашюте и взял в плен вражеского лётчика. 27 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего сбил лично 11 и в группе 6 самолётов противника, 8 уничтожил на земле.

Командир истребительного авиационного полка Подполковник А. А. Морозов погиб 18 Июня 1944 года. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, медалями.

* * *

Он родился 4 Июля 1916 года в городе Бежица, ныне в черте города Брянска, в семье рабочего столяра.

"...Помните, - писал он в письме родителям, - были у меня свои грядки, на них всегда вырастали овощи лучше, чем на всём огороде. Сейчас немножко смешно вспоминать, но может, те грядки приучили меня к труду".

Не было такого дела, взявшись за которое, он не довёл бы его до конца. "Будет агрономом, - говорили одни. "Инженер из него замечательный получится", - заявляли другие. "Да ведь он прирождённый музыкант", - восклицали третьи. И действительно, он был натурой увлекающейся, ему хотелось объять необъятное. Поэтому все были удивлены его неожиданным решением пойти учиться в ФЗУ...

Анатолий поступил в ФЗУ при заводе "Красный Профинтерн" и в 1937 году получил специальность токаря. Затем работал на Брянском паровозостроительном заводе чертёжником. Стал рационализатором, а затем и автором 6 изобретений.

Помнил Анатолий Морозов тот день, когда его пригласили а райком комсомола, где отбирали лучших из лучших для направления в военные авиационные школы. И эту честь оказали ему.

Закончив с отличием лётную школу в городе Энгельсе, Лейтенант А. А. Морозов в Декабре 1937 года начал службу младшим лётчиком в 33-й истребительной авиационной эскадрилье Белорусского военного округа, а через 2 года уже участвовал в боях с белофиннами.

Когда полк вступил в боевые действия против белофиннов на Карельском перешейке, то, отправляясь в свой первый боевой вылет на защиту Ленинграда, Морозов, как и все лётчики полка, поклялся, не щадя своих сил и даже жизни, защищать его, как самое дорогое и заветное, как святыню земли русской, гордость и славу Родины.

В составе звена Капитана А. Г. Карманова Анатолий совершал полёты над линией Маннергейма. Здесь, на севере, он научился выносливости, стойкости, находчивости, познал цену настоящей боевой дружбы, граничащей с самопожертвованием.

...На повреждённом в бою самолёте продолжать полёт уже не представлялось возможным, и Морозов вынужден был сесть на вражеской территории. Командир звена приземлился вслед за ним, и не успели вражеские солдаты добежать к месту их посадки, как Морозов уже был рядом с Кармановым. Собственно говоря, он не сел, а втиснулся в кабину одноместного истребителя, стараясь по возможности не мешать командиру управлять машиной. Самолёт взмыл из - под самого носа врага. Через полчаса они добрались до своего аэродрома, окоченевшие от 35-градусного мороза, но счастливые тем, что удалось вернуться целыми и невредимыми.

Они продолжали боевые полёты в одном звене, и все лучшие качества настоящего воздушного бойца, какими обладал Карманов, перенимал у него в тех боях Анатолий Морозов. И перенимал, видно, неплохо, так как за образцовое выполнение заданий командования в Марте 1940 года был награждён орденом Красного Знамени.

Став в Июне того же года командиром звена, Старший лейтенант Морозов весь пыл своей души и полученный боевой опыт передал лётчикам подразделения, твёрдо усвоив наставление своего командира, говорившего, что от умения руководить звеном начинается умение управлять людьми в бою - обязательное качество авиационных командиров всех степеней и рангов. "Командуя звеном, - отмечалось в боевой характеристике Морозова, - он показал себя только с положительной стороны".

В этой должности Анатолий и вступил в войну против немецко - фашистскпх захватчиков. В первый же день он сбил над молдавской землёй "Юнкерс". На 2-й день неудача постигла наших лётчиков. В бою над Кишинёвом с численно превосходящей группой Ме-109, в котором участвовал и Морозов, погиб сбивший 3 вражеских самолёта Герой Советского Союза Капитан А. Г. Карманов. Гибель боевого командира и друга потрясла Анатолия. Он поклялся отомстить за смерть Карманова и в тот же день сбил фашистский самолёт.

Это произошло 8 Июля. Лётчики находились в боевой готовности, когда на КП сообщили, что идёт большая группа вражеских бомбардировщиков, сопровождаемых "Мессерами". Восьмёрку наших лучших истребителей в бой повёл Анатолий Морозов.

Короткие минуты взлёта и сбора группы, и вот уже она пошла на сближение с немецкими самолётами. Сблизившись, наши соколы с ходу врезались в самую гущу вражеских машин. "Меня охватил азарт борьбы, сердце билось сильно и учащённо, - вспоминал потом Морозов. - Впереди себя я увидел "Юнкерс".

Тщательно прицелившись, он с короткой дистанции нанёс удар и сбил бомбардировщика. Потом сделал "горку", поднявшись выше всех машин. И тут почувствовал сильный удаp: это вражеский снаряд угодил в мотор его самолёта. Однако Морозов продолжал тянуть и, используя высоту, вести бой с противником. Увлекшись схваткой, Морозов не заметил, как остался один. Прямо на него шли 2 Ме-109, и ещё пара наседала сверху. Мелькнула мысль: уклониться от боя, но тут же он отогнал её прочь - не подходящий для него вариант, да и уйти с подбитым мотором невозможно.

Когда кончились боеприпасы, он решил идти на сближение с противником, иного выхода не было. И вот 2 самолёта - наш и вражеский - разделяли уже какие - нибудь 50 метров. Ещё мгновенье - и правой плоскостью И-16 ударил по крылу вражеской машины. От удара одно крыло И-16 отвалилось, но и "Мессер", кувыркаясь, устремился к земле. В тот же момент Морозова выбросило из кабины. Его мозг работал чётко: нельзя пока раскрывать парашют - могут расстрелять в воздухе. И он падал с нераскрытым парашютом. Рядом проскочил "Мессер", резко простучала пулемётная очередь. Выждав момент, лётчик дернул за кольцо и через некоторое время благополучно приземлился.

А спустя несколько минут он увидел своего поверженного врага. Оказалось, это был опытный ас, Капитан с двумя Железными крестами на груди. Глядя на него, Морозов вспомнил где - то услышанную фразу Гитлера. Фюрер хвастливо уверял, что сражение в воздухе - истинно германская форма боя и что славяне не способны понять что - либо и авиации. Война же показала фашистам, какова советская форма боя, и битые лётчики "Люфтваффе" стали понимать её куда больше своего фюрера.

Участвуя в боях на Южном фронте, Морозов произвёл 135 боевых вылетов, из которых 40 заканчивались воздушными боями. В них он лично сбил 8 самолётов противника и 2 - в группе. Из лично сбитых один Ме-109 был уничтожен методом тарана в лобовой атаке. Командуя звеном, Морозов совершил 4 дерзких налёта на аэродромы противника, где было сожжено 17 самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Анатолию Афанасьевичу Морозову, показавшему высокие образцы мужества и героизма, было присвоено звание Героя Советского Союза.

Когда в Кремле М. И. Калинин вручил ему орден Ленина и Золотую Звезду Героя, Анатолий дал слово сбить в несколько раз больше самолётов, чем имел на своём боевом счету. Это слово он считал клятвой перед Родиной и, чтобы выполнить её, дрался самоотверженно и бесстрашно.

* * *

На Брянском фронте Морозов уже командовал 4-м истребительным авиаполком, организовывая и обеспечивая его непрерывную и интенсивную боевую работу. За короткий срок - с 6 по 28 Июля 1942 года - полк совершил 509 боевых вылетов; в 196 воздушных боях лётчики сбили 40 самолётов противника. Здесь, на Сталинградском фронте, он получил от командования армии новый самолёт Як-7, построенный на средства тружеников колхоза "Новый путь". Самолёт так и назвали "Новый путь". В первом же бою на этой новой именной машине Морозову удалось сбить вражеский истребитель.

Так изо дня в день проходила напряжённая боевая работа 4-го авиаполка, умело направляемая опытным командиром и асом Анатолием Морозовым. При нём в части выросли такие замечательные воздушные бойцы, как Амет - Хан Султан, В. Д. Лавриненков, И, Г. Борисов, впоследствии ушедшие на пополнение 9-го Гвардейского Одесского ИАП. Кстати сказать, с лётчиками этого прославленного полка Морозову довелось вместе участвовать в боях против отборных авиторов Люфтваффе летом 1943 года. Так случилось, что в то время, когда Морозов исполнял обязанности заместителя командира 6-й авиадивизии, ему пришлось замещать в 9-м полку Льва Львовича Шестакова, убывшего в Мае - Июне 1943 года в краткосрочный отпуск и на лечение.

Каждый вылет с прославленными авиаторами, каждый бой, проведённый плечом к плечу с ними, вызывали у Майора А. А. Морозова чувство гордости и глубокою удовлетворения.

Перед одним из вылетов с лётчиками 9-го ГвИАП Морозов писал сыну:

"Перед боем думается о смерти. Я покривил бы душой, если бы стал доказывать, что мне безразлично - жить или умереть. Мне, как и каждому, хочется жить. Да и как не хотеть ? Я познал радость большого, захватывающего творческого труда, я познал самое сильное и благородное чувство - любовь к Родине, которой нельзя изменить, потому что она одна на всю жизнь. Я узнал ощущение высоты неба, на которую поднимает пилота его стальная птица. Я узнал счастье битвы, счастье победы, счастье славы, заслуженной подвигом. И разве я могу после этого легко отдать свою жизнь врагу ?! Но и страха смерти у меня нет, потому что смерть за свой народ означает бессмертие.

...Остается четверть часа до взлёта боевых машин. Только что звонили из штаба и спрашивали: всё ли готово к бою ? Я отвечал: всё !

Моторы уже запущены. Мои боевые друзья в кабинах. Сейчас я взлечу первый, а за мной - Иван Королёв, Павел Головачёв, Амет - Хан Султан, Алексей Алелюхин, сражавшиеся, как львы, в небе Одессы, над Сталинградом. Я верю, что мы и сегодня успешно выполним боевое задание.

Хорошо и легко у меня на душе. Это, наверное, от того, что я поделился пережитым и передуманным с тобой, сын мой. Это ради тебя мы идём сейчас в бой, чтобы победить или умереть с честью.

Я верю: ты будешь достоин своего отца. А если придётся драться, ты заменишь отца за штурвалом самолёта и так же как мы, будешь беспощадно бить любого врага, который осмелится посягнуть на свободу и независимость нашей любимой Отчизны.

Я иду в бой с горячей думой о Родине, с тобой, Ленинская партия !

- От винта !.. В бой !"

С этой клятвой и своём сердце, с этими чувствами и мыслями он повёл Гвардейцев в бой.

А вскоре, в середине Августа 1943 года, когда Шестаков был утверждён и должности заместителя командира дивизии, Морозов вступил в командование 9-м Гвардейским авиаполком - прославленным полком советских асов.

* * *

Новый этап боевой работы части под руководством нового командира начался в связи с наступлением войск Южного фронта и прорывом обороны противника на реке Молочной. Это была первая операция, в которой полк участвовал без своего прославленного командира Шестакова. За 9 дней боёв лётчики полка совершили на "Аэрокобрах" 247 вылетов и в 22 групповых воздушных боях сбили 35 самолётов противника.

Командуя 9-м Гвардейским ИАП, Морозов уделял большое внимание совершенствованию тактики борьбы с самолётами противника. Он много сделал для утверждения полётов на свободную воздушную охоту как одного из основных видов боевых действий лётчиков полка в конце 1943-го - начале 1944 года. Лично участвуя в таких полётах, он показывал образцы применения этого важного способа боевых действий.

Так, 21 Января 1944 года, вылетев на свободную охоту, Морозов на станции Ново Петровка уничтожил паровоз противника. Через 3 дня, возглавляя группу из 4 самолётов, он обнаружил на станции Туркалы железнодорожный состав, в котором были 18 цистерн с горючим. В результате атаки возникло 4 очага пожара. Повторный налёт 4 "Аэрокобр" был совершён через 2 часа. Эшелон гитлеровцы к тому времени растянули. И тогда Капитан Амет - Хан Султан всей группой произвёл по оставшимся цистернам 2 атаки, в результате которых большинство из них было зажжено.

Ставя в пример правильное решение Морозова как командира группы и дерзкие действия лётчиков, командование отметило, что противнику был нанесён большой урон малыми средствами. "За Февраль 1944 года, - отмечалось в политдонесении 6-й Гвардейской авиадивизии, - часть Подполковника А. А. Морозова вела боевую работу по прикрытию переправ и разведке войск противника. За это время полк произвёл 185 самолёто - вылетов, провёл 10 воздушных боёв, в результате которых сбил 13 самолётов, уничтожил на земле 110 автомашин, 5 паровозов, 100 лошадей и много живой силы противника". В числе отличившихся отмечался и сам командир полка, уничтоживший 12 Февраля на станции Блакитной и 22 Февраля на станции Чангар по одному паровозу противника. Ещё один локомотив фашистов Морозов уничтожил 17 Марта на станции Гороховка.

Под его руководством лётчики полка активно участвовали в боях на юге Украины и в Крыму. 7 Апреля 1944 года Гвардейцы чествовали своего командира в связи с награждением его орденом Красного Знамени. А на следующий день часть включилась в начавшуюся операцию по освобождению Крыма. За 4 дня, с 8 по 11 Апреля, в период прорыва обороны противника на Сиваше, лётчиками полка было совершено 240 боевых вылетов и в 14 воздушных боях сбито 10 и подбито 3 вражеских самолёта.

Морозов лично отличился в боях за Севастополь. 24 Апреля в воздушном бою он сбил "Фокке - Вульф", который упал в районе северо - западнее посёлка Джаншиев.

22 Мая 1944 года за успехи в руководстве авиационной частью А. А. Морозов был удостоен высокой правительственной награды - ордена Александра Невского. А через 2 дня он получил последние напутствия и добрые пожелания командования 6-й авиадивизии, провожавшего его 9-й полк в полном составе в распоряжение командующего ВВС Советской Армии Главного маршала авиации А. А. Новикова.

28 Мая 1944 года Морозов уже докладывал Новикову о прибытии авиачасти в Подмосковье, на станцию назначения. На приёме у Главного маршала он узнал, что его полку оказана большая честь - осваивать новейшие самолёты для выполнения особо важных и ответственных босных задач. Всему составу, перед тем как он приступил к большой и напряжённой работе, предоставлялся 12-дневный отпуск.

В прекрасном настроении уходил в отпуск Морозов. Впереди его ждала встреча с семьёй, а затем важное и ответственное дело.

18 Июля полк вновь был в сборе. Личный состав ожидал своего командира у столовой, чтобы по заведенному обычаю во главе с ним сесть за стол. И тут сообщили горькую весть: Гвардии подполковник А. А. Морозов погиб от взрыва трофейной толовой шашки. Нелепая случайность привела к непоправимой утрате - смерти замечательного боевого командира...

Вот как вспоминает об этом известный советский лётчик, дважды Герой Советского Союза, Владимир Дмитриевич Лавриненков:

"Красавец Ла-7 появился на нашем аэродроме лишь после того, как мы хорошо познакомились с его предшественником - УЛа-5. Но и тогда никого из нас не выпускали в полет сразу, как это делалось на фронте. Сначала мы, как курсанты, отрабатывали руление по земле, ведь Ла-7 совсем не был похож ни на Як-9, ни тем более на "Аэрокобру". Этот широколобый, с мощным мотором, свободной и удобной кабиной и грозным вооружением самолёт сразу пришёлся нам по душе. Новая машина являлась большой удачей советского самолетостроения.

Потянулись дни тренировок. Мы осваивали самолёт в воздушных боях, во время стрельб, на длительных маршрутах. Всё шло нормально, пока нас не выбило из колеи непредвиденное большое горе: мы потеряли командира полка А. А. Морозова. И что обиднее всего, несчастье случилось не в полёте, а во время нашего отдыха на Клязьме.

Похоронили мы командира в авиагородке рядом с авиаторами, на могилах которых были установлены пропеллеры с самолётами 1930-х годов, рядом с теми, кто ценой своей жизни прокладывал путь к появлению современных скоростных машин. Прозвучал боевой салют, обелиск на могиле Героя Советского Союза подполковника Анатолия Афанасьевича Морозова утонул в цветах..."

© БиоЗвёзд.Ру