Главная Войти О сайте

Андрей Сихра

Андрей Сихра

Российский гитарист, композитор и педагог чешского происхождения
Гражданство: Россия
Андрей Осипович Сихра родился в Вильнюсе (Vilnius), в 1773-м. Его отец был учителем, скорее всего музыки, потому что он и подготавливал сына к музыкальному пути. Сначала Андрей играл на арфе и, вероятно, на торбане, из семейства лютневых. Полностью посвящая все свое время музыке, Сихра уже в юные годы выступал с концертами на арфе, пока не переключился на семиструнную гитару, которую сам же усовершенствовал.

Он переехал в Москву (Moscow) в начале 1801-го, где быстро стал самым известным гитаристом-семиструнщиком и собрал большую армию почитателей. В 1812-м, возможно, из-за похода Наполеона (Napoleon) и Московского пожара, Сихра перебрался в Санкт-Петербург (St Petersburg), где оставался до конца своих дней.

В 1802-м Сихра начал выпускать 'Журнал для семиструнной гитары' ('Journal pour la guitare à sept cordes') в Москве, а в 1813-м опубликовал новый журнал, 'Собрание разного рода пьес' ('A collection of various pieces'), в Петербурге. Очередная порция журналов была выпущена в 1813-м и 1824-м.

Одна из наиболее важных работ гитариста, 'Петербургский журнал для гитары' ('The Petersburg journal for the guitar', впервые появилась в 1826-м. По подсчетам, журнал продолжал издаваться ежемесячно в течение последующих двенадцати лет. В общей сложности вышло 144 выпуска. Помимо методических пособий и сборников, Андрей также опубликовал много отдельных произведений. Только в одних редакционных материалах Стелловского (Stellovsky) и Гутхейля (Gutheil) оказалось 75 произведений плодовитого Сихры. Как никто другой пополняя репертуар семиструнной гитары, композитор всего опубликовал свыше 1000 пьес, включая русские песни в его обработке.

Сихра позаботился и об интересах музыкантов-любителей, сочиняя относительно простые для исполнения отрывки. Он изучал и видоизменял народную песню, оперные транскрипции и аранжировки венского вальса таких композиторов, как Иоганн Штраус (Johann Strauss), Карл Мария фон Вебер (Carl Maria von Weber) и Йозеф Ланнер (Josef Lanner). Однако такой подход вызвал неуважение со стороны многих музыковедов советской эпохи, считавших Андрея 'посредственным композитором'. На самом же деле, многие из выбранных им композиций требовали от Сихры высочайшего уровня виртуозности исполнения, с использованием еще малоизвестных на Западе гитарных техник.

Так получилось, что большая часть гитарной музыки Сихры, особенно учебные произведения и исследовательские работы, прекрасно звучат в исполнении арфы. Вероятно, это объясняется тем, что в начале своей карьеры Андрей был хорошим арфистом. Одна из его выдающихся работ, магнум опус 'Практические правила игры на гитаре' ('Practical rules for playing the guitar') 1817-го, которая уже долгое время пользуется уважением среди российских гитаристов, только недавно начала привлекать внимание международной общественности.

Интерес к композициям Сихры и его гитарной технике начал заметно возрастать, после того как его работы были возрождены музыковедом и музыкантом Олегом Тимофеевым (Oleg Timofeyev) в его докторской диссертации и последовавших за ней музыкальных записях.

Говоря об особенностях личности Сихры, современники в один голос называли его человеком добрым, великодушным, с ясным умом.

Андрей Сихра умер 3 декабря 1850-го, в Санкт-Петербурге.

© БиоЗвёзд.Ру