Главная Войти О сайте

Аристоник Пергамский

Аристоник Пергамский

Предводитель восстания «гелиополитов» (включавших освобождённых им рабов и бедняков) против римского господства.

Аристоник был незаконным сыном царя Эвмена II («от наложницы, [родом] из Эфеса, дочери какого-то кифареда»).В 133 до н. э. умер сводный брат Аристоника, царь Аттал III. После этого в Риме появился пергамец Эвдем, сообщивший сенату, что Аттал своим завещанием передал всё своё царство римскому народу. В самом Пергамском царстве сразу же распространились слухи, что подлинное завещание Аттала подменено римлянами. Современные историки полагают, что Аттал III завещал Риму лишь собственные царские владения, а городам даровал свободу).Общим возмущением воспользовался Аристоник, который заявил о своих правах на престол. Он принял тронное имя Эвмен III и начал войну с городами, не признававшими его власти.О дальнейшем развитии восстания Аристоника сообщает Страбон: потерпев поражение от эфесцев в морской битве близ Кимы, Аристоник стал действовать во внутренних областях страны, где «быстро собрал толпы бедняков и рабов, привлечённых обещанием свободы». Этих людей Аристоник называл «гелиополитами», т.е. гражданами Города Солнца. Вскоре Аристоник захватил Фиатиры, Аполлониду и ряд других крепостей.Таким образом, после поражения в морском сражении Аристоник резко изменил тактику своих действий. Некоторые историки полагают, что здесь не обошлось без влияния Гая Блоссия из Кум, известного друга и советчика Тиберия Гракха, который как раз в это время бежал из Рима к Аристонику.В 131 г. до н. э. Аристоник одержал ряд побед над римлянами и над союзными им царями (Страбон упоминает Никомеда Вифинского и «каппадокийских царей» Важные сведения добавляет Евтропий:Однако уже в следующем 130 г. до н. э. положение изменилось.«Гелиополиты» Аристоника и влияние БлоссияЯвлялся ли целью Аристоника классовый переворот, доподлинно неизвестно. Недостаток информации многие исследователи пытались компенсировать богатством своего воображения: на тему "гелиополитов" написаны десятки статей и даже отдельные монографииРазработка темы велась в двух направлениях.Первое было особенно популярно в конце XIX – начале XX вв., когда многие учёные пытались найти в истории Древнего мира прямые параллели современной им борьбе за социализм Роберт фон Пельман в своей "Истории античного коммунизма и социализма" высказал мысль, что Аристоник пытался установить более совершенный общественный строй, описание которого встречалось в утопическом романе Ямбула о счастливых "островах Солнца" Французский ученый Жерар Вальтер, описывая в своей "Истории коммунизма" социальные движения того времени (восстание рабов на Сицилии, движение Тиберия Гракха, волнения рабов на Делосе и в Аттике, восстание Аристоника), утверждал, что это была "первая интернациональная революция трудящихся" А. Тойнби объявил Блоссия "эллинским прототипом Маркса" Дж. Фергюсон выдвинул гипотезу, что Блоссий по прибытии к Аристонику предложил ему для привлечения новых сторонников своеобразную идеологическую программу, основанную на утопической идее "государства Солнца" В советской историографии высказывались сходные идеи, но источником идеологии гелиополитов объявлялись традиционные солярные культы Малой АзииПредставители второго направления в разработке темы «гелиополитов» полагали, что у Аристоника не было никакой утопической идеологии. Использование освобождённых рабов в качестве мобилизационного резерва не являлось в античном мире чем-то из ряда вон выходящим (так, например, римляне после битвы при Каннах сформировали из вчерашних рабов два легиона). Ещё Теодор Моммзен утверждал, что в слове "гелиополиты" нет ничего необычного: так могли называть вольноотпущенников, которым Аристоник в качестве платы за поддержку даровал гражданские и имущественные права в новом городе Гелиополисе Данные археологии показывают, что действия Аристоника вполне соответствуют традиционной политике пергамских царей, которые основывали, перестраивали и переименовывали города, поселяя там своих наемников. Особенно важен пример с постройкой города Дионисополис ("город Диониса"): найденная в том районе надпись упоминает даже "народ (то есть гражданскую общину) дионисополитов", что представляется явной параллелью к «гелиополитам» Арист

оника.

© БиоЗвёзд.Ру