Главная Войти О сайте

Арон Катык

Арон Катык

Выдающийся караимский писатель, педагог и общественный деятель.
Дата рождения: 25.04.1883
Гражданство: Россия

Родился в семье учителя мидраша (караимская начальная школа). Отлично окончил Александровское караимское духовное училище в родном городе, где был учеником великого караимского просветителя И. И. Казаса. С 1902 по 1904 годы А. И. Катык служил учителем мидраша в Севастополе. В 1911 году он заканчивает филологический факультет Новороссийского университета в Одессе и получает диплом I степени.

С 1912 по 1916 годы А. И. Катык служит старшим газзаном и учителем в Феодосии.

В 1916 году А. И. Катык переезжает в Евпаторию, где назначается на должность инспектора и преподавателя общих предметов в Александровском караимском духовном училище, созданном в 1895 году, а также младшим газзаном и членом Таврического и Одесского караимского духовного правления.

С 1917 по 1918 годы он редактировал «Известия Таврического и Одесского караимского духовного правления».

В начале 1920-х гг. А. И. Катык переехал в Москву со своей семьей, спасаясь от страшного голода, охватившего Крым. В Москве он с 1922 по 1928 годы исполняет обязанности старшего газзана и учителя караимской начальной школы.

Проживая в Москве, А. И. Катык работает вначале преподавателем русского языка и литературы, затем корректором в издательствах Общества бывших политкаторжан и «Северная Азия». В 1932 году он вместе с семьей переезжает в Ленинград, где работает преподавателем математики в учебных заведениях, а также корректором в издательствах «Молодая гвардия» и «Художественная литература».

Последним местом его работы был Ленинградский юридический институт, и котором с 1938 года он преподавал латинский язык.

А. И. Катык умер в 1942 году от истощения на шестидесятом году жизни в блокадном Ленинграде.

В 1911 году для журнала «Караимская жизнь» он пишет свои «Записки мидрашника» и рассказ «Учитель». Его шуточное стихотворение «Султан Тота» (Тетушка Султан) пользовалось особой популярностью в Евпатории — тогдашнем культурном центре караимов. А. И. Катык был автором неопубликованной повести «Муса Бурма», которая являлась продолжением «Записок мидрашника». Им написано прекрасное стихотворение памяти И. И. Казаса.

В 1912 году он написал свою первую пьесу — драму «Кто прав». В ней он отобразил проблемы борьбы двух поколений: отцов и детей.

В пьесе «Алышмаган башка калпак ярашмаз» («На непривычную голову шапка не лезет») он высмеивает тех людей, которые стремятся лишь к чисто внешним европейским манерам и костюму. В 1913 году в журнале «Караимское слово» им публикуются «Записки жениха», полные сатиры и юмора.

В 1918 году он пишет свою знаменитую комедию «Яддес». Впервые она была поставлена в зале Александровского караимского духовного училища и с того времени пользовалась большим успехом среди караимов. В ней было много караимского фольклора: пословиц и поговорок, песен и танцев. А. И. Катык так писал о своей пьесе:

В настоящее время, когда среди нас так быстро умирает любовь к произведениям родной старины, когда эти произведения забываются и исчезают, — я бы хотел, чтобы мой маленький «Яддес» возбудил хоть у некоторых читателей интерес к сокровищам караимских меджум (рукописных сборников фольклора). Если еще вдобавок «Яддес» доставит кое-кому немножко веселья, я буду вполне удовлетворен.

Борьбе молодых караимских учителей за новые, европейские способы воспитания посвящается другая пьеса А. И. Катыка. «Яны яка секи тон» («Новый воротник к старой шубе»), написанная им в 1918 году.

Тяжелые последствия неравного брака представлены в его пьесе «Меттанасыз» («Бесприданница», 1920). Проблеме брака посвящены также комедии А. И. Катыка: «Амма да киюв» («Вот так жених», 1923), «Дынсызнын хакындан иммансыз келыр» («От безбожия приходит неверие», 1924 г.). Две последние пьесы были написаны автором уже в Москве.

В 1923 году им написана пьеса «Ачлык» («Голод»), в которой описывается картина голодной смерти семьи караима-учителя в Евпат ории.

Трагедии молодого караима, решившего взять в жены иноверку, посвящена пьеса А. И. Катыка «Донме» («Отступник»). В 1926 году он пишет комедию «Поезд», а в 1927 году — «Санки-пролетар» («Лжепролетарий»), которая изображает дельцов, под маской пролетарского происхождения обделывающих свои грязные дела. А. И. Катык пытался показать жизнь караимов «такой, какова она есть, со всеми ее положительными и отрицательными сторонами».

Пьесы А. И. Катыка ставились в Крыму не только караимами, но и крымчаками, и крымскими татарами. Он был автором ряда юмористических стихотворений, одно из которых — «Айырув тюркюсы» («Ода в честь развода») — было помещено в симферопольском журнале «Бизым ёл» («Наш путь»). Им написана пьеса «Бахчи-базырганы» («Торговец фруктами»), а также множество статей и речей. Остался в рукописи его замечательный доклад «Поэтические и философские произведения И. И. Казаса как отражение его светлой личности».

© БиоЗвёзд.Ру